17.02.2015

Вцепились в Арктику

Отечественные компании при поддержке своих зарубежных партнеров продолжают развивать проекты по добыче газа и нефти в российском секторе Арктики. В этом их поддерживают российское правительство и заполярный климат

С этого месяца в России организуется регулярное пассажирское авиасообщении с одним из самых северных населенных пунктов нашей страны – поселком Сабетта, расположенном на северо-восточной оконечности полуострова Ямал (Ямало-Ненецкий автономный округ). Об этом стало известно после того, как в новом российском аэропорту  Сабетта несколько дней назад успешно произвел посадку и взлет самолет Boeing 737-400 авиакомпании «Ямал», на борту которого находились сотрудники проекта «Ямал СПГ» и его подрядных организаций. В этом году через Сабетту, где 10 лет назад жили менее двух десятков человек, может пройти поток авиапассажиров из Москвы и Нового Уренгоя численностью до 150 тыс человек. В последующие годы численность пассажиропотока через новый российский арктический аэропорт возрастет до более 300 тыс человек в год.

События, происходящие сейчас в Сабетте и вокруг нее, отражают позицию российского правительства и отечественных (и не только отечественных) нефтегазовых компаний в отношении добычи углеводородов в Арктике. О том, что нефти и газа здесь гигантское количество, знали еще в советские времена – большинство месторождений углеводородов в Заполярье были открыты и неплохо разведаны еще в 70-80-е годы прошлого века. Однако, не было эффективных технологий их освоения.  «Было несколько попыток, даже в советское время, освоить, например, Бованенковское месторождение. Но технологий не было. Очень важно, чтобы мы понимали, что у нас сейчас есть такие технологии для разработки Арктики, которые принесут минимальный ущерб окружающей среде»- подчеркивает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Появление на рубеже веков новых технологий по добыче и транспортировке углеводородов вызвали «вторую волну» интереса к заполярным месторождениям. «Газпром», например, осенью 2012 года запустил в эксплуатацию на полуострове Ямал первую очередь одного из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений – Бованенковского, «Газпром нефть» на этом же полуострове приступила к эксплуатационному бурению на Новопортовском нефтяном месторождении, а НОВАТЭК вплотную приступил на Ямале к реализации самого амбициозного отечественного проекта по сжижению природного газа – проекту «Ямал – СПГ».  

Упавшая вдвое во втором полугодии прошлого года цена на нефть и американо-европейские экономические санкции, введенные в этом момент против России, заставили многих аналитиков предречь этим проектам скорую смерть. Однако, вопреки этим прогнозам, «вторая волна» индустриализации Арктики, возникшая в центральной ее части – на Ямале, и не думает «спадать». В конец прошлого года «Газпром» без особого шума, но, как и планировал, запустил в эксплуатацию вторую очередь Бованенково (газовый промысел №1) производительностью еще 30 млрд кубометров газа в год. «Газпром нефть» в январе начала строить вторую очередь напорного нефтепровода с Новопортовского месторождения до мыса Каменный, откуда нефть на морских танкерах по Северному морскому пути доставляется европейским потребителям. Его сдача в эксплуатацию в 2016 году позволит почти в 10 раз – с 600 тыс тонн (мощность первой очереди нефтепровода) до 5,5 млн тонн в год, увеличить объем добычи нефти на этом месторождении.

В наиболее сложной ситуации оказался проект НОВАТЭКа по строительству в Сабетте самого крупного российского завода по сжижению природного газа – «Ямал СПГ». Во-первых, это один из самых дорогих арктических российских проектов – его стоимость вместе со строительством морского порта Сабетта на начало 2014 года, по открытым источникам, превышала 1 трлн рублей. Во-вторых, НОВАТЭК, так же как и «Роснефть», одной из первых российских компаний попала под американские экономические санкции.  Причем, неясно было, как в этой ситуации поведет себя главный европейский партнер НОВАТЭКа  по проекту «Ямал СПГ» — французская компания Total, которой принадлежит 20% «Ямал СПГ».  Особенно после того, как в октябре прошлого года во Внуково разбился глава Total  Кристоф де Маржери, который был одним из самых ярых сторонников этого проекта, да и расширения сотрудничества с Россией вообще…. В третьих, в отличие от «газпромовских» проектов на Ямале, СПГ-завод НОВАТЭКа планируется запустить в эксплуатацию в 2017 году, а значит, он еще пока не может генерировать прибыль, способную покрывать расходы на этот проект.

Однако, как показывают события начала этого года, и этот проект движется в запланированном ритме. В рамках государственно-частного партнерства продолжается строительство морского порта Сабетта, через который грузы для проекта «Ямал СПГ» доставляются сейчас круглогодично. Нынешней зимой в проводке судов, идущих в Сабетту , принимают участие уже два российских атомных ледокола – «Таймыр» и «50 лет Победы». Они же обеспечивают ледокольные проводки танкеров, вывозящих нефть с Новопортовского месторождения «Газпром нефти».

Международный аэропорт в Сабетте, сертифицированный по 1 категории ИКАО, сейчас может принимать, практически, все типы воздушных судов, включая тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76.  Продолжается строительство самого СПГ-завода в Сабетте мощностью 16,5 млн тонн газа в год, и обустройство Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, которое станет его ресурсной базой. То есть проект, по мнению руководителя компании «Тоталь разведка разработка Россия» Жака де Буассезона, уже реализован на 20-25%. И французы будут продолжать в нем участвовать. «Наш курс  в отношении России остается неизменным, таким же, как он был при Кристофе де Маржери. Все трудности носят временный характер — на середине переправы нет смысла поворачивать назад», – заявил Жак де Буассезон на недавней встрече с министром энергетики России Александром Новаком.

Нынешний год для «Ямала СПГ» будет решающим. «Бюджет «Ямал СПГ» на 2015 год примерно равен размеру инвестиций, сделанных за все эти годы в проект, включая 2014 год, и составляет чуть более 8 миллиардов долларов» — передало слова главы НОВАТЭКа Леонида Михельсона РИА Новости. Для того, чтобы укрепить финансовую стабильность этого проекта, 150 млрд руб «Ямалу СПГ» будет выделено  из Фонда национального благосостояния России.

Естественно, возникает вопрос о том, на что рассчитывают участники этих и других проектов по добыче углеводородов в российской части Арктики. Причин, наверное, как минимум, три. Первая – спрос.  В докладе Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Outlook 2014, опубликованном в ноябре прошлого года, утверждается, что к 2040 году мировой спрос на газ увеличится более чем на 50%. Конечно, к прогнозам МЭА можно относиться по-разному, в том числе и оценивая их с точки зрения глобальной политической конъюнктуры.  Однако, если брать совсем ближайшую перспективу – 2015 год, то барометр второго по величине потребителя нефти и газа в мире – Китая, показывает в этом же направлении. По прогнозам государственной нефтяной корпорации CNPC (кстати, тоже акционера «Ямал СПГ» с долей в 20%), потребление нефти в Китае в 2015 году вырастет на 3%. Но расчетное потребление газа при этом увеличится на 9,3 % , а импорт, включая сжиженный газ, — на 10,2 %. Где брать этот газ?  Россия и Китай уже заключили в прошлом году соглашение о поставках в Поднебесную  с 2019 года ежегодно по 38 млрд кубометров российского газа на протяжении 30 лет. Сырьевой базой этого проекта станет Чаяндинское месторождение в Якутии с перспективой подключения к нему Ковыктинского месторождения в Иркутской области.  Однако, 9 ноября прошлого года «Газпром» и CNPC подписали рамочное соглашение о том, что начинают  совместно работать над проектом поставок газа в Поднебесную и по «западному» маршруту, то есть с Ямала. Потому что газа здесь на порядок больше, чем в Якутии и Иркутской области, и есть хорошая возможность снизить себестоимость его производства за счет полноценного использования уже существующей производственной, транспортной инфраструктуры и кадровых ресурсов. Огромные запасы газа в российской части Арктики (по американским оценкам, они могут составлять до пятой части извлекаемых запасов «голубого топлива» на нашей планете), и имеющиеся у России (причем, только у России!) эффективные технологии их извлечения и транспортировки  – это вторая причина того, что газовые проекты в центральной части российской Арктики будут продолжаться, несмотря на волатильность цен.

Третья причина, на первый взгляд, парадоксальна. Мы привыкли к мысли, что Арктика – это всегда сложно и дорого. Действительно, если рассматривать классический процесс добычи нефти  ее транспортировки, то себестоимость тонны «черного золота» в Саудовской Аравии и в российском Заполярье существенно различаются. Но производство сжиженного природного газа в Арктике за счет особенностей технологии может обойтись примерно на 20% дешевле, чем в южных странах. Поэтому сейчас в ЯНАО прорабатывается еще один проект СПГ завода той же мощности, что и «Ямал СПГ» — 16,5 млн тонн в год. Ресурсной базой для него станут газоконденсатные месторождения Гыданского полуострова.

Источник

Источник