08.09.2015

Парниковый дефект

Неудивительно, что власти десятков стран и крупный бизнес, в первую очередь сырьевой, стремятся оценить выгоды и угрозы глобального потепления, получить внятный ответ на вопрос о его длительности, масштабах и последствиях. С одной стороны, потепление несет выгоду, с другой — разор, катастрофы. Без оценки баланса крайне сложно разрабатывать экономические, инфраструктурные, социальные стратегии. Риски велики. На кону — сотни миллиардов долларов, триллионы рублей.

В ожидании потопа

Известно, к примеру, что наша страна, и Ямал в частности, делает ставку на СМП как на кратчайший транзитный коридор между Европой и рядом стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Скоро между арктическим полуостровом и дальними государствами будут постоянно курсировать специальные танкеры со сжиженным природным газом. Идет строительство мощных ледоколов. Теплые воздушные потоки в Арктике значительно увеличили время навигации, льды стали тоньше. То есть затраты на проходку должны, по идее, сокращаться.

Однако после оживления грузоперевозки вновь пошли на убыль, в первую очередь транзитные. Сейчас годовой объем — около четырех миллионов тонн. Удастся ли, как запланировано, довести его до "экономически эффективного уровня" — 60-70 миллионов? И что ожидает собственно полуостровные территории Западной Сибири, чрезвычайно богатые углеводородами, с повышением уровня океана? По данным ГазпромВНИИГАЗа, ежегодно море отбирает у Ямала около одного метра суши. При продолжении интенсивного таяния льдов к концу столетия случится новый всемирный потоп, под водой окажутся многие прибрежные территории мира, включая полуостров Ямал.

Не преувеличены ли масштабы глобального потепления? Ведь все процессы на планете цикличны: периодически накатывают разные по длительности волны холода. Очередная — неизбежна.

— Еще четыре века назад в августе, случалось, замерзали Москва-река, Дунай, климат в Европе был схож с тем, какой сейчас в Южной Сибири. Тогда был пик похолодания, затем холод стал отступать. А примерно тысячу лет назад было так же тепло, как и сейчас, — говорит тюменский мерзлотовед академик РАН Владимир Мельников.

Он полагает, что сравнительно скоро грядут перемены. Стылое уральское лето — их предвестник? Но ведь в целом нынешний июль стал на планете самым жарким за всю историю метеорологических наблюдений.

Всем памятно недавнее сенсационное заявление группы ученых из России и Англии о наступлении ледникового периода уже через 15-25 лет в соответствии с изменением цикла солнечной активности. Однако Международный астрономический союз заявил об ошибке в подсчетах и заверил: жесткой зависимости нет. Очередного обледенения, наверное, не избежать, только придет оно, по всей видимости, в далекой перспективе, считает профессор МГУ Владимир Малахов.

Арктика отступает

Большинство зарубежных и отечественных экспертов по-прежнему сходится во мнении: темпы повышения температуры, особенно в Арктике, пугающе велики, до момента стабилизации может произойти масса катаклизмов. Для нанесения человечеству непоправимого урона хватит и ста лет. Так, учащающиеся засухи, не исключено, обрекут на голод сотни миллионов человек.

Один из выходов — географическое аграрное маневрирование. Немецкие ученые в содружестве с тюменскими пятый год ведут исследования в рамках проекта "Устойчивое землепользование и стратегии адаптации к изменениям климата для сельскохозяйственной зоны Западной Сибири". По их предварительным прогнозам, во второй половине столетия Тюмень, вполне вероятно, окажется в окружении степей, а зерновые станут смело взращивать на юге Югры.

Граница вечной мерзлоты отступит далеко на север. Разительные изменения зафиксированы в ЯНАО. Участников международной летней экспедиции на полуостров Ямал и остров Белый потрясли встречи с некоторыми видами "южных" птиц, обилие полевок в арктической тундре. Заметно продвинулись к Полярному кругу десятки видов теплолюбивых растений. На этом фоне не удивляет поощряемое правительством автономии картофелеводство, хотя оно и требует солидных бюджетных дотаций.

И все-таки в высоких широтах на суше из-за притока тепла проблем, пожалуй, больше, чем радостей. Прежде всего в силу деградации вечномерзлых пород. Они "плывут", образуют провалы, требуют все больших затрат на обеспечение безаварийной работы промыслового оборудования, трубопроводов, устойчивости зданий. Зато вроде бы шельфовые месторождения теперь более доступны, морским судам есть где развернуться, уменьшилась потребность в ледокольном сопровождении. Спутниковый мониторинг показывает, что ледовое поле Арктики сжимается как шагреневая кожа.

Лед не помеха?

Часть СМП — между Ямалом, Таймыром и Северной Европой — наиболее благоприятна для плавания. Здесь все чаще и чаще курсируют танкеры с ямальской нефтью, отправляемой на экспорт. Еще в 1877 году пароход "Луиза" купца Трапезникова забрал товар в Лондоне и доставил его, следуя северными морями, по Оби и Иртышу, в Тобольск. В текущем столетии аналогичным путем в древний сибирский город из Европы и АТР везут оборудование для новых нефтехимических производств. Крупногабаритные модули для строительства завода по сжижению газа в ямальской Сабетте, изготовляемые на верфях в Азии, также прибудут со стороны Европы, то есть через Суэцкий канал. Через него же пока запланирована транспортировка части объемов СПГ в некоторые дальние страны.

Станет ли СМП на всем его протяжении, включая Берингов пролив, конкурентом Суэцу в качестве транзитной трассы?

Теоретически это возможно — при условии создания мощной прибрежной инфраструктуры, развитого ледокольного флота, многомиллиардные траты на который окупятся за счет оплаты услуг сопровождения. Опять же, дабы их стоимость не отпугивала перевозчиков, движение по СМП должно быть интенсивным. Чем больше караваны, тем меньше себестоимость прохода. При отсутствии коммерческой прибыли СМП будет, очевидно, преимущественно играть роль "внутренней" дотационной дороги для грузовых перевозок между портами арктического побережья РФ, обеспечения оборонно-военных функций государства.

Комплексный проект развития СМП федеральное правительство утвердило. По мнению полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, отработка схемы его эффективного функционирования займет год-полтора. Следует учесть отрицательные факторы таяния льдов для судоходства. Специалисты Арктического и Антарктического НИИ обращают внимание на увеличение высоты волн в северных акваториях и ледовые штормы, на коварные айсберги, образующиеся после разрушения ледников на островах.

Не сжечь атмосферу

Что делать человечеству — пассивно наблюдать за глобальным потеплением? Его надо притормаживать, уверено подавляющее большинство следящих за процессом ученых, экспертов, экологов. Вопрос о причинах повышения температуры на планете все еще дискуссионный, но сегодня развитые страны солидаризировались в стремлении к резкому сокращению объема парниковых газов. В основном от них беда. Концентрация углекислоты выросла за два с небольшим века на 40 процентов. Это следствие хозяйственной деятельности землян.

Вот почему международное сообщество требует от добывающих стран полной утилизации ПНГ. Глобальное партнерство по сокращению объемов сжигания газа в 2012 году целевую программу Югры отметило как лучшую региональную. Семь лет назад в факелы уходила пятая часть ПНГ, сейчас, согласно официальной сводке, втрое меньше. С недавним запуском газоперерабатывающего завода на Приобском месторождении планка утилизации поднимется до 95,4 процента.

Плата за участившиеся природные аномалии велика. В Калифорнии, входящей в первую десятку самых богатых регионов мира, ущерб от небывалой засухи и пожаров исчисляется миллиардами долларов. В миллиарды рублей может обойтись бюджету сильнейшее наводнение в Нижневартовске (если верить томским гидрометеорологам, это одно из следствий повышения среднегодовой температуры в Западной Сибири). Ориентировочная цена дамбы — 15-20 миллиардов.

Между тем осознанные угрозы "теплового удара" радикально меняют подходы к использованию энергетических ресурсов. В Германии производительность солнечных батарей сравнялась с мощностью атомных электростанций. В Китае ветряки уже превзошли по выработке АЭС. Та же Калифорния взяла обязательство через десятилетие довести долю электромобилей до 15 процентов. Саудовская Аравия за четверть века намерена создать самую мощную на планете ветряную и солнечную энергетику и в последующем экспортировать вместо баррелей мегаватты.

Углеводородное сырье уже никто не бережет, получили широкое распространение альтернативные способы получения энергии, подытоживает профессор Тюменского нефтегазового университета Юрий Земенков. В начале нулевых в Тюмени группа экспертов в сфере ТЭК предлагала создать фонд инновационной, экологически чистой энергетики, отчисляя в него с каждой добытой тонны нефти хотя бы пару рублей. Тогда от энтузиастов отмахнулись: мол, на наш век нефтедолларов хватит. Что ж, рано или поздно, но об альтернативе придется позаботиться. Иначе вылетим в трубу.

Источник

Источник