Дефицит бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в следующем году увеличится с 9,8 млрд руб. до 16,3 млрд руб. Уже второй уральский регион-донор вынужден наращивать заимствования на фоне экономии федеральной казны на поддержке субъектов в сложной экономической ситуации и падения сбора налогов от нефтегазовых компаний.
По оценке окружного департамента финансов, ямальская казна в 2015 г. получит 110,3 млрд руб. доходов, ровно на такую же сумму бюджет пополнится и в 2016 г. Зато расходы со 120, 1 млрд руб. в 2016 г. вырастут до 126,6 млрд руб. Таким образом, Ямал, как и Ханты-Мансийский автономный округ, второй год будет жить с дефицитным бюджетом, расходные статьи больше на 16,3 млрд руб. Гасить дефицит будут за счет размещения облигаций на 20 млрд руб., еще 9 млрд руб. – коммерческий кредит. Суммы на обслуживание уже взятых кредитов округ тоже увеличивает с 3,9 млрд руб. до 4,4 млрд руб. Удельный вес банковских займов в структуре госдолга ЯНАО на конец 2016 г. будет самым большим – 47,5%, на втором месте ценные бумаги – 38%. Бюджетных кредитов у региона-донора нет.
Из-за роста долговой нагрузки Ямал вынужден поднять верхнюю границу государственного внутреннего долга: с 44,7 до 52,6 млрд руб., 7,5 млрд руб. из них – госгарантии, которые округ предоставил компаниям для привлечения средств. Если еще в 2014 г. финансисты прогнозировали предельную границу госдолга на отметке 58,3 млрд руб., то в проекте бюджета-2016 эта планка поднята до 78,6 млрд руб.
Отсутствие роста доходов департамент финансов объясняет изменениями налогового законодательства. С 2016 г. повышен НДПИ на экспортный газ, коэффициент для "Газпрома" вырос на 36,7%. Это привело к увеличению поступления налогов в казну федеральную, но сделало меньше базу для регионального налога на прибыль. В итоге округ получит 52,4 млрд руб. вместо 58,1 млрд руб. В то же время на 25% вырос норматив распределения акцизов на нефтепродукты в региональный бюджет, и ставки по налогу на имущество организаций, суммарно платежи по ним в 2016 г. должны вырасти на 11 млрд руб.
Отметим, что уменьшение налога на прибыль организаций напрямую отражается на финансировании программы "Сотрудничество". Бюджет Тюменской области получает 29,5% платежей от Югры и Ямала. ЯНАО уменьшит свой вклад до 9,9 млрд руб. (12 млрд руб. в 2015 г.), Югра – до порядка 17,8 млрд руб. (ранее более 21 млрд руб.).
Выпадающие доходы бюджета в 2016 г. вырастут до 15,2 млрд руб., регион не отказывается от льгот по налогам на имущество, прибыль и транспортному налогу. Почти 60% всей суммы приходится на компании ТЭКа ("Роснефть", "Газпром нефть", НОВАТЭК, ЛУКОЙЛ и другие), которые реализуют приоритетные инвестпроекты в регионе. При всем этом более полумиллиарда рублей у региона забрала федерация – если в 2015 г. трансферты из российской казны составили почти 2 млрд руб., то в проекте на 2016 г. сумма уменьшилась до 1,3 млрд руб.
За счет увеличения дефицита удалось сохранить финансирование основных расходных статей: здравоохранения (15,5 млрд руб. против 14,2 млрд руб.), образования (23,6 млрд руб. против 20,5 млрд руб.) и социальной политики (15 млрд руб. вместо 14,3 млрд руб.).
На национальную экономику вместо 22,5 млрд руб. в 2015 г. в бюджете заложено 20,6 млрд руб. Секвестр коснулся развития всех отраслей сельского хозяйства, кроме оленеводства, разведки запасов природных ресурсов. На развитие минеральной базы в 2016 г. выделено 209 млн руб. против 230,1 млн руб. в 2015 г., на ее воспроизводство – 192, 4 млн руб. (279,2 млн руб.), при этом, сумма на геологоразведочные работы сократилась сразу в два с половиной раза — с 8,3 млн руб. до 3,6 млн руб.
Финансирование сельского хозяйства уменьшено на 100 млн руб. до 1,9 млрд руб. Неприкосновенным осталось традиционное для Ямала оленеводство – 699 млн руб., по отдельным статьям субсидии даже выросли, в адресной инвестпрограмме 48 млн руб. закреплены за строительством убойного пункта оленей в поселке Антипаюта. Меньше получат предприятия, занятые растениеводством ( 21,1 млн руб. вместо 29,4 млн руб.) и животноводством ( 167,3 млн руб. против 186,1 млн руб. в 2015 г.). Рабохозяйственный комплекс профинансируют на 650 млн руб. (706,2 млн руб. в текущем году).
Вложения в транспортную инфраструктуру, напротив, увеличены с 1,7 млрд руб. до 3 млрд руб., до 4,2 млрд руб. вырос и дорожный фонд. Но больших строек округ решил не начинать, деньги направят на строительство объезда Коротчаево дороги Сургут – Салехард, реконструкцию аэропорта столицы Ямала, прокладку подъездной дороги к детсаду в Лабытнанги. Судя по росписи, бюджет решил поддержать авиакомпанию "Ямал" — на субсидии по уплате лизинговых платежей за воздушные суда заложен 1 млрд руб.
Вопреки общей тенденции, финансирование сферы ЖКХ департамент финансов увеличил с 13,9 до 17,2 млн руб. Дополнительные 4,7 млрд руб. направлены на программу переселения из непригодного для жизни жилья (из них 3,7 млрд руб. будут внесены в уставный капитал Фонда жилищного строительства ЯНАО). "Коммунальная" часть статьи профинансирована в размере более чем 10 млрд руб., половина суммы уходит на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций.
В разделе общегосударственных вопросов сэкономить удалось на содержании председателя заксобрания (13,9 млн руб. вместо 16,6 млн руб.), правительства (711 млн руб. вместо 737,3 млн руб.), уменьшились средства на содержание депутатов и губернатора. Более 200 млн руб. бюджет сэкономил на СМИ, но расходы на прессу остаются серьезными — в целом 1,5 млрд руб., из них 822 млн руб. получат телевизионщики, 232 млн руб. – печатные СМИ и издательства.
В 2016 г. из бюджета планируется докапитализировать только два акционерных общества. На 500 млн руб. будет увеличен уставный капитал медкомпании "Нордмедком", которая ведет проект реабилитационно-восстановительного центра "Ахаманка" для неврологических больных, еще на 137 млн руб. претендует Центр развития инвестиционных проектов, деньги нужны на модернизацию сетей связи. Отметим, что в текущем году пять акционерных обществ получили 2,6 млрд руб., среди них "Корпорация развития", на выкуп допэмиссии которой ЯНАО потратил 1,6 млрд руб.
В бюджете округа нет следующих объектов Северного широтного хода – магистрали, которую строит КР на Ямале. Напомним, что в сентябре была введена в эксплуатацию автомобильная часть моста через Надым, компания должна построить ее железнодорожную часть. Кроме того, в планах строительство второго перехода, через Обь, решить вопрос о федеральном финансировании которого губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин, представители Минтранса и РЖД просят президента.
Проект бюджета в заксобрании Ямала будет обсуждаться уже на следующей неделе. На пленарное заседание думы приедет глава автономии, вместе с бюджетом депутаты должны рассмотреть ежегодный доклад губернатора.