В Совете Федерации вновь поднимается вопрос о необходимости повышения статуса ответственного за арктическую политику правительственного органа до профильного министерства. Оно должно обеспечить разработку закона об Арктической зоне и выполнение его положений. В качестве одного из центральных направлений государственной политики в Арктике рассматривается модернизация инфраструктуры Северного морского пути и расширение границ континентального шельфа, но разработка его богатств начнется не раньше, чем через 25 лет.
На минувшей неделе в фокусе внимания федеральных СМИ находились следующие события арктической повестки:
-
заявление представителя Республики Саха (Якутия) в Совете Федерации А.Акимова о том, что препятствием для развития российской Арктики является отсутствие профильного министерства;
-
передача Минобороны РФ первого вертолета Ми-8АМТШ-ВА, предназначенного для использования в Арктике;
-
заявление Спецстроя РФ о том, что субподрядчик главного управления инженерных работ «РусАльянс Строй» препятствует строительству военных объектов на мысе Шмидта.
По итогам «Дней Арктики в Москве» пресса сообщила о том, что осенью следующего года законопроект об Арктической зоне будет внесен в парламент, то есть, скорее всего, его будет рассматривать новый созыв Государственной Думы РФ. Как говорилось в предыдущем обзоре, о необходимости принятия нормативной базы, направленной на определение границ Арктической зоны, говорилось сразу после создания правительственной арктической комиссии. Но до сих пор никаких решений принято не было. Возможно, для ускорения процесса создания нормативной базы социально-экономического развития Арктики сенатор от Якутии А.Акимов предложил вернуться к вопросу о создании профильного министерства, который обсуждался год назад. Кроме того, для создания благоприятных условий социально-экономического развития Арктики в «Росатоме» предлагают предоставить заполярным субъектам России статус территории опережающего развития (ТОР).
-
Одна из важных проблем, которая мешает развитию российской Арктики, — это отсутствие профильного министерства. Об этом заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в СФ от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия) Александр Акимов. — Сейчас вопросы Арктики «растеклись» по разным министерствам и ведомствам, — пояснил он. — В такой ситуации возникает вопрос, кто из федеральных органов исполнительной власти обеспечивает реализацию стратегии Российской Федерации в Арктической зоне? По его словам, это приводит к различным путаницам и затягиванию процесса освоения важного макрорегиона. В частности, до сих пор не выработано чёткого определения самого понятия «устойчивое развитие Арктической зоны», не установлены её границы, а Государственная программа по социально-экономическому развитию Арктической зоны в отличие от других программ не имеет отдельного перечня мероприятий с необходимыми источниками их финансирования («Сенатор Акимов предлагает создать министерство по делам Арктики», Парламентская газета, 24.11.2015).
-
«Росатом» предлагает присвоить статус территории опережающего развития (ТОР) субъектам арктической зоны. С таким предложением на заседании делового совета госкомиссии по вопросам развития Арктики выступил советник генерального директора «Атомредметзолото» Александр Бурутин, который на совете представляет госкорпорацию «Росатом». «Я бы предложил коллегам рассмотреть возможность выйти с инициативой в правительство о распространении сферы применения закона о территориях опережающего развития на субъекты арктической зоны. Я думаю, что субъекты нас здесь непременно поддержат», — сказал он. Ранее сообщалось, что госкомиссия по вопросам развития Арктики, которую возглавляет вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, рассматривает вопрос о присвоении Таймыру статуса (ТОР) («"Росатом" предлагает присвоить регионам Арктики статус ТОР», ТАСС, 27.11.2015).
Пресса сообщает о том, что строительство универсальных атомных ледоколов идет по плану, а нижегородское предприятие ОКБМ им. Африкантова готово к своевременной сдаче реакторной установки для судна. Как предполагается, появление новых атомных ледоколов укрепит позиции России в Арктике и обеспечит создание благоприятных условий для освоения ее ресурсов. Тем не менее, в настоящее время сроки разработки арктического шельфа представляются экспертам туманными. Звучит точка зрения о том, что Россия (и другие арктические страны) не раньше, чем через 20 лет сможет в полной мере воспользоваться природными богатствами Арктики.
-
Сердце атомных ледоколов — реакторные установки — разрабатывают и создают на ОКБМ им. Африкантова, одном из ведущих предприятий госкорпорации «Росатом» в Нижегородской области. — Портфель заказов в 2015 году составил 15 млрд. рублей, из них 3 млрд. рублей — за строительство комплекта оборудования для реакторной установки «РИТМ-200». Она предназначена для головного универсального атомного ледокола нового поколения «Арктика», строящегося на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, — рассказывает заместитель директора по науке ОКБМ им. Африкантова Александр Бахметьев. — К 2019 году портфель заказов, по прогнозам, составит 24 млрд. рублей. <…> Что касается самого ледокола, он обеспечит круглогодичную проводку танкеров, сухогрузов и других транспортных судов к местам разработки полезных ископаемых на арктическом шельфе. А его ширина, по словам специалистов предприятия, выбрана с учетом возможного использования в качестве линейного ледокола в Западном секторе Северного Ледовитого океана и проводки крупнотоннажных транспортных судов. Также он будет решать задачи обеспечения стратегической навигации на всем протяжении Северного морского пути («Ледовые технологии», Комсомольская правда, 24.11.2015).
-
Добыча нефти на арктических месторождениях начнется не ранее чем через четверть века. Об этом «Агенстсву Бизнес Новостей» сообщил член Международно-правового совета при МИД России Владимир Котляр. Он уверен, что в настоящее время мировое сообщество пытается разделить границы шельфа. Пока нет определенности власти не стремятся направлять средства на развитие Арктики. «Самое раннее – это лет 20-25, 10-15 лет может уйти на переговоры и на решение комиссии по разграничению территории. А кроме этого, мало определить, что кому принадлежит, нужно иметь деньги и технологии для того, чтобы осваивать», — сказал Котляр («Добыча нефти в Арктике не начнется в ближайшие 25 лет», Агентство бизнес-новостей, 26.11.2015).
В Минобороны РФ говорят о возрастании уровня угроз безопасности в Арктике, что связано со стремлением «отдельных стран» «безосновательно» увеличить свои территории за счет континентального шельфа. Причем, по мнению, статс-секретаря оборонного ведомства Н.Панкова, агрессивная политика в Арктике характерна в том числе для стран, которые не имеют выхода к Северному Ледовитому океану. Впрочем, перечень «отдельных стран», «необоснованно» претендующих на арктический шельф конкретизирован не был. Адекватным ответом на возрастающую угрозу безопасности России в Арктике является расширение военного присутствия в регионе, как в количественном, так и в инфраструктурном отношении. В частности, СМИ сообщали о завершении формирования эскадрильи беспилотников, которые будут действовать в районе Чукотки, и передаче Минобороны РФ первого вертолета Ми-8 для использования в Арктике.
-
По словам статс-секретаря минобороны Николая Панкова, в Арктику устремились развитые страны, даже не имеющие выхода к приполярным областям. На лекции для курсантов Военного университета Панков сказал, что отдельные государства безосновательно стремятся увеличить свои территории за счет континентального шельфа и островов Северного Ледовитого океана. И это обстоятельство вызывает широкий спектр потенциальных вызовов и угроз безопасности России. Тем более, что сегодня к данному региону приковано внимание наших ученых, экологов, бизнеса, экспертного сообщества и природоохранных организаций («Минобороны: в Арктику устремились страны, не имеющие к ней выхода», Российская газета, 25.11.2015).
-
Эскадрилья беспилотников Восточного военного округа приступила к выполнению задач, сообщил начальник пресс-службы округа Александр Гордеев. Как передаёт РИА Новости, эскадрилья беспилотных летательных аппаратов сформирована в Чукотском районе города Анадырь. В сферу задач БПЛА входят визуальный контроль боевой подготовки подразделений, уточнение рельефа местности и воздушное патрулирование («В Арктике российские беспилотники приступили к решению учебно-боевых задач», Russian Today, 23.11.2015).
-
Первый вертолёт Ми-8АМТШ-ВА, предназначенный для использования в Арктике и способный действовать при экстремально низких температурах, передан Минобороны РФ на авиационном заводе в Улан-Удэ. «Арктический» Ми-8АМТШ-ВА создан специально для эксплуатации в северных регионах страны при температурах ниже — 40 °С, сообщает РИА Новости. Дальность полёта вертолёта с установленными дополнительными топливными баками превышает 1,3 тыс. км («Минобороны РФ получило вертолёт Ми-8АМТШ-ВА для работы при экстремально низких температурах», Russian Today, 25.11.2015).
При этом одним из наиболее резонансных сюжетов минувшей недели стала катастрофа гражданского вертолета Ми-8. Воздушное судно перевозило вахтовых рабочих компании «Ванкорнефть» в арктической части Красноярского края. Трагедия произошла из-за отказа техники и/или плохих погодных условий. Кроме того, продолжается конфликт вокруг строительства военного объекта на мысе Шмидта, который на минувшей неделе приобрел широкое публичное измерение. Спецстрой обвинил субподрядчика в намеренном препятствовании работам, и к освещению конфликта подключилась оппозиционная «Новая газета» в соответствующем ключе.
-
Вчера в Красноярском крае по неизвестной пока причине потерпел крушение вертолет Ми-8 авиакомпании «Турухан», перевозивший нефтяников на Ванкорское месторождение. По предварительным данным, погибли 10 из 25 находившихся на борту человек, включая всех трех членов экипажа. Жертв могло быть больше, если бы лед Енисея не выдержал упавшую на бок машину. <…> Следствие пока не говорит о возможных причинах аварии. По данным „Ъ“, рассматриваются версии об отказе техники и ошибке пилотирования. Причиной крушения могли стать плохие метеоусловия: вчера в Игарке был сильный снегопад. Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию инцидента («Полет вышел боком», Коммерсант, 27.11.2015).
-
Субподрядчик главного управления инженерных работ при Спецстрое России «РусАльянс Строй» препятствует продолжению строительства военных объектов на мысе Шмидта в Арктике, говорится в официальном заявлении ведомства. "Под угрозой приостановки находится строительство военных объектов на мысе Шмидта. В 2014 году Главным управлением инженерных работ в качестве субподрядчика по итогам конкурса была выбрана компания «РусАльянс Строй», имевшая значительный опыт работы в Арктике. Были все основания полагать, что субподрядчик с поставленной задачей справится. Однако, получив максимально возможный аванс (80%) и не отчитавшись за потраченные средства, компания работу не выполнила", — говорится в сообщении, поступившем в понедельник в ТАСС («Спецстрой обвинил субподрядчика военной стройки в Арктике в создании препятствий работам», ТАСС, 23.11.2015)