09.12.2015

Прописаться в Арктике

Сегодня на Ямале празднуют 85-летие со дня образования автономного округа. На пресс-конференции, приуроченной к этой дате, журналисты попросили губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина назвать важнейшие, с его точки зрения, достижения за всю историю региона. Первое, что с ходу, не задумываясь, заявил глава округа: "Главное — мы ушли от мысли, что Ямал — это территория вахтового проживания".

Этажи вокруг острога

Салехард, по меркам гостей из более теплых краев, город небольшой — 48 тысяч человек населения. Однако, как в любом региональном центре, в столице ЯНАО есть солидные административные здания, европейского уровня гостиницы, музеи, парки, фонтаны. Жители гордятся тем, что их город — единственный на планете — лежит прямо на Полярном круге. Говорят, здесь не редкость северное сияние, особенно когда зима резко поворачивает на мороз. Но нам в этом плане не повезло: к приезду журналистов федеральных СМИ случилась оттепель, так что по-настоящему "дыхание Арктики" мы не ощутили.

Когда на улице всего минус 8, многие местные жители вышли из дома без шапок и в расстегнутых куртках, а ребятишки радостно барахтались в белых, словно и не городских, сугробах. Обычно зима здесь такого не позволяет, поэтому очень важно, чтобы в жилых домах и офисных зданиях было тепло, а люди могли в свободное время куда-то пойти — в бассейн, кафе, шахматную школу, на крытый каток…

Город основан ни много ни мало 420 лет назад. Но исторических зданий здесь немного. Обдорский острог на берегу Полуя, притока Оби, — реконструкция, объект турпоказа.

Более поздняя история освоения Севера уже всерьез отразилась в облике Салехарда, где кварталы современных нарядных зданий перемежаются с выцветшими двухэтажками: еще 15 лет назад весь город был застроен такими — простыми бревенчатыми и более престижными "бамовскими". Сегодня их нередко обшивают сайдингом — такое жилье еще постоит, в отличие от балков и бараков: эти "символы освоения Заполярья" — сегодня уже редкость. Округ активно строится, и не только стольный град, но и другие населенные пункты обрастают комфортабельными домами. В этом году в автономии расселили более 53 тысяч квадратных метров ветхого жилья, к концу года планируется сдать в эксплуатацию 290 тысяч новых квадратов.

С ветерком по зимнику

Строится в ЯНАО не только жилье: растут детсады, школы, оснащаются по последнему слову техники больницы и учреждения профобразования: специалистов с Большой земли сюда заманить непросто, более перспективный путь — готовить кадры на месте, и для этого создаются все условия.

— Субъект у нас обеспеченный, отсюда и такие возможности для решения социальных проблем, — не рисуясь, признается губернатор Кобылкин.

На самом деле опережающее развитие социальной инфраструктуры для арктического региона не роскошь, а необходимость. Ни энтузиазм первопроходцев, ни погоня за длинным рублем сегодня уже не сработают: жить в вагончиках в условиях Крайнего Севера современный человек не готов ни за какие коврижки. Даже представители коренных народов, ведущие традиционное хозяйство и не представляющие жизни без оленей, уже не могут обойтись без снегоходов, спутниковых телефонов, ноутбуков с выходом в Интернет. Многие кочевники имеют квартиры в поселках, чтобы к старости осесть и жить с комфортом.

Еще одна особенность Севера, порождающая серьезные проблемы, — неразвитость транспортной инфраструктуры. Из 6000 километров автодорог 930 приходится на зимники. Протяженность дорог общего пользования окружного значения — 1223,7 километра, остальное — ведомственные магистрали, которые строят и содержат газодобытчики.

Самые узкие места на транспортной карте ЯНАО — переправы через большие реки. Один из таких "узлов" удалось развязать минувшей осенью: открылось движение по автомобильной части моста через реку Надым, надежно соединившего промышленные центры ЯНАО — Надым и Новый Уренгой. Для Салехарда проблема связи с городом-спутником Лабытнанги по-прежнему решается с помощью парома летом и ледовой переправы зимой. Возведение здесь капитального моста — один из приоритетных инвестпроектов, наряду со строительством широтной железнодорожной магистрали, которая обеспечит в будущем загрузку мультифункционального порта Сабетта. Но цена этих объектов столь велика, что без помощи Федерации даже такому богатому региону не справиться. Пока ситуация в экономике и соответственно наполнение бюджета, особого оптимизма не внушают. Тем не менее в автономии четко сознают: без опережающего развития транспортной инфраструктуры затормозится рост во всех сферах — и промышленной, и социальной.

Оленина в брусничном соусе

Основой экономики ЯНАО, конечно, остается ТЭК. На добывающих предприятиях работает 22,7 процента экономически активного населения округа — 74 тысячи человек, которые фактически и создают валовый региональный продукт в размере почти 1,5 триллиона рублей.

— На нефтегазовых гигантов сейчас надеется вся страна. Если баррель останется хотя бы на уровне 50 долларов, все будет неплохо, если упадет — от чего-то придется отказываться. Но запас прочности у округа есть. В последние годы мы существенно развили переработку углеводородов. Ямал не летит на одном крыле, — заверил Дмитрий Кобылкин.

Надо сказать, в ЯНАО многое делается и для развития других отраслей, совсем не связанных с ТЭК. Прежде всего это необходимо для самообеспечения округа — завозить в такую даль все, от гвоздей до фруктов, слишком накладно. Хотя бы частично решить проблему снабжения населения продовольствием — одна из главных задач региональной власти. В магазинах Салехарда, как и у нас, полно импорта и продукции со всех уголков России. Вот только транспортное плечо здесь поражает воображение. Например, в изобилии молочная продукция с Вятки, а мясо — из Беларуси. Цены пропорциональны километражу.

В 2011 году в ЯНАО принята стратегия продовольственной безопасности, в рамках которой оказывается господдержка местным производителям. Она позволила запустить современные пищевые предприятия, включающие убойные цеха и высокотехнологичные перерабатывающие производства. Так, колбасный цех в Салехарде, действующий с 2013 года, выпускает около 120 видов продукции из оленины — от диетических детских сосисок до бастурмы. Здесь перерабатывают около 30 тонн мяса в месяц и, по словам начальника цеха Геннадия Соколова, мощности позволяют "взять вес" в 50 тонн. Но увеличение производства зависит главным образом от наличия заказов. Планируется также создание собственного консервного производства: сегодня оленью тушенку из давальческого сырья с Ямала выпускает мясокомбинат в Кургане.

А вот рыбные консервы всевозможных видов изготавливает соседнее предприятие, которое частично заменило на рынке легендарный Салехардский рыбоконсервный завод, безвременно сгинувший в 1990-х. Мощности нового комбината пока несопоставимы с прежними, тем не менее с начала года здесь произвели около трех миллионов банок. Плюс разнообразная соленая, копченая, пряная, вяленая рыба, в том числе деликатесная.

Еще одно предприятие ямальской пищевки, которое мы посетили, выполняет главным образом социальную функцию — снабжает детские и социальные объекты Салехарда свежим молоком и творогом. Собственное дойное стадо (110 голов) обеспечивает сырьем небольшой цех, который открылся совсем недавно — в начале года. Он построен за счет средств окружного бюджета. В 2015-м введен и новый, современный животноводческий комплекс. В сутки поступает на переработку 1,5-2 тонны молока.

— Если удастся увеличить объем сырья, хотели бы попробовать производить йогурты с местными ягодами — клюквой, морошкой, — рассказал руководитель предприятия Вадим Калинин. — А еще есть задумка заняться разведением коз.

Всего в автономии пока производят 4,5 тонны молока в сутки (2,5 процента от потребности населения), однако новые фермы строятся в восьми населенных пунктах. Господдержка сельхозпроизводителей из бюджетов всех уровней в 2014 году составила 1,6 миллиарда рублей, в этом году сумма сопоставимая.

Источник

Источник