Японцы хотят использовать Северный морской путь (СМП) и готовы направить по нему до 40% своих грузов, которые сейчас идут в Европу кружным маршрутом через Индийский океан. Об этом заявила вчера в Москве спецпредставитель Японии по вопросам Арктики Казуко Сираиси в ранге посла. Японцы готовы следить за ледовой обстановкой в Арктике вместе с Россией. Между тем пока железнодорожные маршруты и даже путь в Европу через Индийский океан выглядят для бизнеса более привлекательными.
Японии интересно участвовать в развитии СМП. Для Страны восходящего солнца это самый быстрый способ доставки товаров из Европы. Об этом вчера рассказала посол Японии в Арктике Казуко Сираиси.
Посол предположила, что Севморпуть может обеспечивать до 40% товарооборота Японии в Европу. По оценкам Минтранса, грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году может вырасти в десятки раз – до 65 млн т в год.
Отметим, что СМП – самый короткий морской путь из Европы в Азию. Для сравнения: морской путь из Европы в Азию через Суэцкий канал составляет около 12,8 тыс. морских миль. Тот же путь по СМП равняется примерно 5,7 тыс. морских миль. Или в среднем 35 дней вместо 48. Еще один плюс – отсутствие сомалийских пиратов.
Но есть и минусы, главные из которых – суровый климат и ограниченный период навигации. На этот счет есть разные мнения. В частности, представитель «Норникеля» отметил вчера, что для них СМП – круглогодичная трасса, он сравнил навигацию с регулярными автобусными рейсами. Другой минус – отсутствие развитой инфраструктуры. Пока единственный порт, который готов принимать корабли круглогодично, – это Дудинка.
Для усовершенствования жизнедеятельности артерии сегодня разрабатывается стратегия, на создание которой указал глава страны в соответствующем поручении. К работе над документом приступил аналитический центр при правительстве РФ, ставший победителем конкурса на разработку модели развития СМП. Завершить работу над документом планируется 6 июня 2016 года, сообщил вчера ТАСС со ссылкой на информацию из пресс-службы Минвостокразвития РФ.
Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка отметил, что модель развития Севморпути будет носить новаторский характер. «Это новый взгляд в целом на глобальную карту транзитных потоков, на то, что происходит сегодня в мире, те изменения, которые порождаются ростом китайской экономики, обострением некоторых противоречий, в том числе в рамках тех существующих транзитных коридоров, которые есть сейчас в глобальном мире», – цитирует Галушку ТАСС.
К слову, кроме Японии другой выгодный «клиент» для СМП – это Китай. Пекин неоднократно высказывал заинтересованность в использовании данного маршрута. Тем более что возможное глобальное потепление сделает его более доступным, читай – без использования тяжелых ледоколов.
В 2013 году Китай стал постоянным членом – наблюдателем Арктического совета, объединяющего восемь приполярных держав (в том числе Россию). Летом того же года по Северному морскому пути прошел первый китайский контейнеровоз Yong Sheng – из китайского порта Далянь в голландский Роттердам. Тогда в КНР прогнозировали, что к 2020 году транзит по данному маршруту может составить 15% внешнеторгового оборота Китая. При этом китайцы ориентируются на маршрут не вдоль российских берегов, а на более короткий – прямиком через Северный полюс. В этом случае китайский транзит не будет иметь к России почти никакого отношения.
Но далее энтузиазм поутих. Китайцы имеют свои амбиции. У них есть собственная наземная программа – Шелковый путь. Также звучат мнения, что Пекин может потребовать предоставления Севморпути статуса нейтральных вод и только после этого масштабно участвовать в развитии трассы.
О том, как важно для России сохранить свое первенство в Арктике, говорил в минувшую пятницу на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Рогозин.
«Принимаемые меры в поддержку Севморпути и стабильное финансирование свидетельствуют о его развитии. Если в 2013 году было перевезено менее 4 млн т грузов, то в 2015-м – 5,5. С учетом складывающейся ситуации на Черном море России необходим свободный, надежный и, самое главное, круглогодичный выход к «большой воде». В этом аспекте альтернативы Севморпути не существует», – заявил Рогозин.
Также вице-премьер сообщил, что в ближайшее время собирается пригласить своего коллегу – вице-премьера КНР Ван Яна в Арктический регион, чтобы убедить его в безопасности и надежности Севморпути.
По мнению председателя совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Ивана Андриевского, прогноз Минтранса о десятикратном росте грузоперевозок по СМП в ближайшие пять лет выглядит довольно оптимистично. «Пока для транзитных грузов этот маршрут не является привлекательным. Доля транзита в 2014 году составила чуть более 7% в общем объеме грузооборота, остальное – каботаж. Транзит упал с 1,3 млн т до примерно 300 тыс. т. Сокращение сразу на 77% связано, видимо, с тем, что южный маршрут через Индийский океан вновь становится высокорентабельным. В 2015 году ситуация ухудшилась – транзитом перевезли всего 39,6 тыс. т грузов». Эксперт отметил, что развитие российских северных месторождений увеличит долю отечественных грузов, однако этого будет недостаточно для многократного увеличения грузооборота. По этой причине задача СМП сегодня – стать привлекательным для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Основные преимущества СМП – более короткое плечо и более высокая скорость доставки. В период высоких цен на топливо грузоперевозчикам был интересен более дешевый вариант транспортировки грузов между АТР и Европой, что и привело к росту объема транзитных перевозок через СМП. Однако Северный морской путь помимо топливных издержек предполагает и другие расходы.
Огромное значение имеет размер судна – крупным большегрузам может понадобиться два судна сопровождения, что увеличивает расходы грузоотправителя, уточняет Андриевский. Кроме того, сами суда ледового класса, способные пройти по СМП, потребляют больше топлива. Ввиду короткого срока навигации ледовый флот может простаивать, а это дополнительные издержки. Для отдельных грузов могут понадобиться спецконтейнеры для арктических условий – тоже допрасходы. Также необходимо учитывать и климатические риски. Поведение льдов в период навигации крайне сложно прогнозировать, что повышает логистические риски и может увеличить срок проводки судна по маршруту.
«То есть СМП за более низкую цену предполагает определенные неудобства (ограниченность выбора тоннажа, спецконтейнеры, отсутствие на маршруте портов для дозагрузки/разгрузки) и риски для перевозчика. Поэтому экономику СМП грузоотправителям приходится очень тщательно просчитывать. При высоких ценах на топливо даже при допрасходах и неудобствах СМП выгоднее для грузоотправителей из Китая и других стран АТР, чем более длинный южный маршрут в Европу. При низких ценах на нефть, когда стоимость перегона судна по южному маршруту падает, грузоперевозчики предпочитают пользоваться проверенным маршрутом с готовой инфраструктурой и меньшими рисками», – говорит Андриевский.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся недостатки, перспективы у СМП, безусловно, есть. Цены на нефть не всегда будут низкими, и при повышении стоимости топлива привлекательность северного маршрута будет расти. Инфраструктура медленно, но все же развивается. А налаживание маршрутной сетки с определенной периодичностью позволит собирать большие караваны, что сделает проводку грузов более дешевой. Поэтому проект СМП в перспективе вполне может составить конкуренцию южному маршруту.