К привычным экстремальным условиям Севера добавилась новая напасть — глобальное потепление. Почему-то оно особенно тянется к полярным районам планеты. Именно здесь наблюдается наибольший рост среднегодовой температуры. Такая принципиально новая ситуация бросает новые вызовы ученым Якутского научного центра СО РАН.
Как известно, Арктика объявлена национальным приоритетом России. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф обеспечит 20-30 процентов всей российской нефтедобычи. Но причина интереса к полярным регионам не только сугубо экономическая. Это крупнейший резерв биосферы Земли, где расположен регулятор климата планеты.
Что касается Якутии, то это не только самый большой регион России, но и самый экстремальный. Зимой температура может опуститься до минус 60 С и ниже, а летом подняться до плюс 40. В течение суток перепады достигают 40 градусов. У коренного населения постепенно выработались механизмы адаптации к такому экстриму, но для приезжающих это сильнейший стресс. А ведь именно им предстоит в самом ближайшем будущем взять на себя освоение Арктики.
— Мы обнаружили, что у переселенцев формируются "синдром полярного напряжения" и "полярный метаболический тип", — говорит председатель Якутского научного центра СО РАН, член-корреспондент РАН Михаил Лебедев. — У них резко повышается "вредный" холестерин, что приводит к развитию раннего атеросклероза. Кроме того, из-за особенностей чередования полярной ночи и дня падает уровень важнейшего гормона мелатонина. Из-за чего снижается иммунитет, человек приобретает целый букет болезней, в том числе и онкологических, он быстрее стареет.
Якутскими учеными разработаны принципиально новые методы, которые позволят людям приспособиться к экстремальным условиям Севера, сохранить здоровье и работоспособность. Созданы специальные биопрепараты из северного растительного и животного сырья. Не выдерживает суровых условий и техника. Намного быстрей, чем на "большой земле", разрушаются различные конструкции, выходят из строя машины. К примеру, из-за деформации железнодорожного пути и проблем с колесами поездов сейчас остановлено движение на магистрали до Якутска.
— В Институте физико-технических проблем Севера разрабатывают технику северном исполнении, — говорит Михаил Лебедев. — Для этого нужно заранее оценивать деградацию машин и систем. Такие знания позволят строить их модели, проигрывать экстремальные варианты и на основе этих знаний создавать новую более совершенную технику.
Например, в Институте проблем нефти и газа СО РАН разработаны нанокомпозитные резины, из которых делают уплотнители для всевозможных машин и механизмов. Именно эта "мелочь" — одно из самых слабых мест в арктической технике. Если раньше уплотнители выходили из строя при минус 48 С, то теперь держат герметичность до минус 55 С. А в целом срок их службы увеличился почти в 4 раза.
По данным якутских ученых, с каждым годом "атаки" глобального потепления становятся все агрессивней. Страдают флора и фауна. Разрушается привычная среда обитания, появляются новые разносчики болезней. Самое тревожное — интенсивно деградирует вечная мерзлота, в ней появляются провалы глубиной 60-80 метров. Для изучения причин и последствий наступления тепла, разработки механизмов адаптации, исследования экстремальных условий Севера Якутским научным центром совместно со Всероссийским НИИ авиационных материалов создается Сибирский климатический центр.