11.04.2016

Арктика для людей

Эксперты уверяют, что в недалеком будущем Русская Арктика (см. справку) вполне может составить конкуренцию популярным курортам. Конечно, любители пляжного отдыха едва ли согласятся поменять побережье Черного моря на берег Северного Ледовитого океана. Но те, кто предпочитает в отпуске познавательное времяпровождение, наверняка смогут выбрать туристический маршрут на свой вкус и бюджет. У этого региона, уверены в Ростуризме, есть все предпосылки для того, чтобы стать одним из крупнейших в стране туристических центров — уникальные ландшафты и природные парки, памятники русского зодчества и экологически чистые продукты.

Инициатива «снизу» приветствуется

Чаще всего на север люди едут за экзотикой и приключениями. Это обстоятельство на руку местной туриндустрии. «Нужны просто гостиница, ресторан, ну и, конечно, дороги», — перечислил условия для развития туристической отрасли в этом регионе заместитель главы Ростуризма Сергей Корнеев. С развитием туристической инфраструктуры в регионе дело обстоит неплохо. Каждый приехавший в Вологду или Архангельск приятно удивится, узнав, что сутки проживания в стандартном одноместном номере отеля стоят всего 700 рублей. А вот состояние дорог в Мурманской, Архангельской областях и Республике Коми гораздо хуже, чем в других российских регионах. Здесь каждый водитель — герой, а путешественникам надо быть готовыми, что небольшое по континентальным меркам расстояние они будут преодолевать полдня. «По грунтовой дороге в центре России 200 километров можно проехать за два часа, у нас же это займет 4–5 часов», — констатирует Виктор Канашев, председатель правления Архангельской региональной туристской ассоциации (АРТА). В Пинежье и других районах есть природные парки и населенные пункты, добраться до которых можно только зимой и летом. В весеннюю и осеннюю распутицу они отрезаны от Большой земли, что существенно укорачивает и без того короткий туристический сезон. Кроме того, развитию туризма, по мнению Виктора Канашева, мешает дороговизна, в первую очередь это расходы на транспорт. Стоимость одного билета в купейном вагоне поезда Москва–Архангельск — около 3,5 тыс. рублей плюс дополнительные расходы в виде авиаперелетов на Соловки или в отдаленные районы Онежья и Пинежья, где находятся многие известные заповедники и памятники культуры.

В общем, пока отпуск на севере дешевым не назовешь. «Однако здесь есть огромное разнообразие видов туризма, — обращает внимание Александр Фролов, заведующий кафедрой туризма и культурного наследия Российского нового университета (РосНОУ). — В мире сейчас насчитывается около 100 его разновидностей, и многие из них представлены как раз в континентальной и островной части Русской Арктики». А еще этот регион — прекрасный пример того, как отрасль развивается благодаря инициативе «снизу». Не дожидаясь, пока федеральные и региональные власти построят дороги и как-то решат вопросы с транспортным сообщением, местные предприниматели организуют туристический бизнес исходя из «того, что выросло» — возможностей конкретной области или населенного пункта.

Круизы на ледоколе и колесном пароходе

Дорог на севере нет, зато есть самое протяженное в мире арктическое побережье. Поморье недаром называют колыбелью Российского флота: именно в этих краях был основан первый морской порт страны и спущен на воду первый корабль. Одно из самых перспективных направлений местной туристической отрасли — морские круизы. Туристам предлагают несколько видов маршрутов: круизы на архипелаги и острова Северного Ледовитого океана или путешествие по Северному морскому пути с заходом на Северный полюс. В течение 12–14 дней, пока длится круиз, туристы любуются первозданной красотой Арктики: ледниками, айсбергами, птичьими базарами, лежбищами моржей и сивучей. На архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, где находится самый северный и молодой в стране национальный парк «Русская Арктика», сохранились исторические объекты, связанные с освоением Арктики, и стоянки исследователей. Правда, увидеть воочию всю эту красоту могут только очень состоятельные граждане. Цена за арктический круиз на ледоколе или экспедиционном судне — от 300 тыс. до 750 тыс. рублей. Неудивительно, что почти все пассажиры — иностранцы. По данным администрации парка «Русская Арктика», среднестатистический портрет туриста, путешествующего в Арктику морем, — житель Китая в возрастной категории от 50 до 70 лет. Из 1225 представителей 41 национальности, посетивших территорию заповедника летом прошлого года, только 45 человек (6%) имели российские паспорта. Но, несмотря на кризис и дороговизну, арктические путешествия с каждым годом набирают популярность. В 2014 году посетителей в «Русской Арктике» было в два раза меньше, чем в 2015-м. В Ростуризме прогнозируют, что после завершения реконструкции порта в Мурманске город станет центром арктического туризма. Однако это едва ли приведет к удешевлению круизов по Северному Ледовитому океану. Скорее наоборот — раскрученные бренды обычно стоят дороже.

Путешественникам, которые не располагают столь внушительным бюджетом, стоит обратить внимание на речные круизы из Архангельска по Северной Двине. Такой вояж обойдется в 15–30 тыс. рублей в зависимости от протяженности и сложности маршрута. А посмотреть в континентальной части Русского Севера есть на что: село Холмогоры, где родился Михаил Ломоносов, Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь и другие памятники истории и архитектуры. Кроме того, по Северной Двине ходит единственный в России колесный пароход «Н.В. Гоголь»: отстроенный на Сормовских верфях 105 лет назад, недавно он был отреставрирован и в летнее время регулярно совершает двух- и четырехдневные прогулочные рейсы.

На джипах, снегоходах и велосипедах

Еще одно новое, но уже пользующееся большим спросом направление — экстремальные туры. Из Воркуты на вертолете или моторных лодках туристов забрасывают в труднодоступные места, например горы Полярного Урала, откуда они по рекам сплавляются к побережью Северного Ледовитого океана. На маршруте их ждет немало интересного: прохождение через арктические каньоны и пороги, посещение водопадов и других природных объектов. Трансфер, безопасность и прокат катамаранов, каноэ и прочих транспортных средств берут на себя опытные гиды-инструкторы. Стоит такой пяти- и десятидневный поход недорого — от 11 тыс. рублей. Но для того чтобы отправиться по сложному маршруту, от туриста требуются выносливость, хорошая физическая подготовка и дорогостоящая страховка. Арктическая охота — тоже удовольствие не из дешевых. На цену, которая доходит до 100 тыс. рублей за тур, влияет все та же транспортная недоступность: чтобы доставить охотников в тундру, приходится задействовать малую авиацию. В последние годы разрабатываются новые маршруты по Онежскому Поморью и Пинежью: на джипах, снегоходах, даже велосипедах. Но по сравнению с другими предложениями на туристическом рынке доля экстремальных слишком мала. «Несмотря на устойчивый интерес к таким турам, они не могут стать массовым видом туризма, который решит проблему региона», — резюмирует Виктор Канашев.

За парным молоком и таежными грибами

Большинство северных туроператоров делают ставку на агротуризм — гораздо менее затратный и быстроокупаемый. Смысл его в том, что сельские жители из Мурманской и Архангельской областей летом принимают постояльцев из Москвы и других мегаполисов. Горожане живут в деревянных избах, пьют парное молоко, питаются экологически чистыми продуктами, ходят по грибы и ягоды. Еще один популярный в этом сегменте вид — гастрономические туры, во время которых туристы знакомятся с местной кухней. Накануне каждого сезона местные туроператоры придумывают все новые и новые концепции отдыха. В одном из районов Архангельской области запустили туристический маршрут для бабушек с внуками, во время которого туристы посещают зооферму и учатся делать поделки из бересты.

Наверняка и взрослым, и детям будет интересно побывать в настоящем ненецком чуме, отведать национальные блюда и напитки и увидеть, как творят заклинания северные шаманы. По данным Архангельской региональной туристской ассоциации, мини-туры в стойбища нен­цев — одни из самых популярных в регионе. Не исключено, что в новом сезоне местные туроператоры разработают и другие интересные маршруты. И уж точно они не намерены поднимать цены на свои услуги. «Мы в ассоциации постоянно собираемся, приглашаем маркетологов, чтобы те объяснили коллегам, что повышение цены, кроме вреда, ничего не даст, — говорит Виктор Канашев. — В короткой перспективе, может, что-то и получишь, но если мы хотим развивать туризм в регионе, то должны рассчитывать на долгосрочную стратегию».

«Арктика может стать альтернативой даже самым популярным у россиян Турции и Египту, — уверен Александр Фролов. — Тем более что в континентальной ее части летом можно загорать и купаться. Государству нужно пропагандировать многогранный комплексный характер арктического туризма и вкладывать средства в развитие инфраструктуры. Потенциал этого региона огромен, а используется он пока на 5%. Хотя любому новичку туристического рынка понятно — рубль, вложенный в эту отрасль, дает сто рублей прибыли».

Источник

Источник