Вячеслав Штыров отметил, что благодаря слаженной работе Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации в ноябре прошлого года было принято решение о разработке проекта закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации». Как отметил сенатор, правительство РФ включило разработку закона в план законопроектной деятельности на 2016 год, министерством экономического развития РФ подготовлен текст документа, разработан специальный график движения проекта закона и осенью он должен поступить для рассмотрения в Государственную Думу РФ.
«Сейчас нам необходимо обсудить проект закона, внести замечания, предложения, доработать его и организовать, в хорошем смысле слова, лоббисткую работу по продвижению этого закона»,— обратился к присутствующим Вячеслав Штыров.
Заместитель директора департамента развития межрегионального и приграничного сотрудничества Минэкономразвития РФ Дмитрий Фишкин доложил, что министерством была проведена большая работа. После принятого решения о разработке закона во все заинтересованные министерства и ведомства были разосланы письма с просьбой предоставить предложения к проекту закона. «Почти от всех мы получили замечания, но, к сожалению, многие из них касались концепции проекта закона. Были представлены предложения от 46 федеральных органов, 11 субъектов федерации, поступили письма от крупнейших компаний – все это было обобщено и сейчас необходимо поработать с экспертным сообществом», — сказал Дмитрий Фишкин.
По его словам, если проанализировать все поступившие предложения, то получается некий срез проблем, которые могут найти свое решение с помощью развития опорных зон развития Арктики. Таким образом могут быть решены основные задачи – обеспечение национального суверенитета России в Арктике, военной и геополитической безопасности, развитие транзитного потенциала, обеспечение судоходства по Севморпути, вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений и полезных ископаемых.
Создание опорных зон логично, считает Дмитрий Фишкин, поскольку в Арктике в силу природно-климатических условий сложился очаговый режим хозяйствования, а развивая отдельные зоны, можно достичь наибольшего экономического эффекта. Кроме того, в законе должен быть заложен принцип комплексного территориального развития, а не отраслевого. «То есть, если мы строим железную дорогу, то должны сразу же планировать линии электропередачи, связь, подъездные пути, создание вахтовых поселков, социальной инфраструктуры и так далее. Все должно быть взаимоувязано. И тогда опорные зоны станут драйвером развития всей Арктической зоны», — убежден представитель Минэкономразвития РФ.
По замыслу министерства, таких опорных зон в Арктике должно быть восемь – по количеству относящихся к Арктической зоне регионов. Теперь стоит задача заинтересовать крупные компании, чтобы они вкладывались в развитие инфраструктуры. Необходимо также законодательно распространить режим свободных портов по линии Севморпути, внедрить механизмы территорий опережающего социально-экономического развития в Арктике, особых экономических зон, создать льготные условия для производств, как расположенных в Арктике, так и работающих для обеспечения ее нужд, но находящихся за пределами арктических территорий.
Вячеслав Штыров при обсуждении доклада представителя Минэкономразвития РФ предложил выделить основные спорные моменты, на которые обратили внимание эксперты, изучившие представленный проект закона.
Во-первых, важно определить место закона об Арктике в структуре законодательства. Сенатор отметил, что существует целый ряд основополагающих документов по развитию Арктики, поэтому в законе должен быть заложен инструментарий для выполнения ранее принятых решений. Закон об Арктике будет носить смешанный характер: в нем могут быть заложены нормы прямого действия и отсылки к другим законодательным актам. Кроме того, в законе должны быть прописаны стимулы для развития территорий: налоговые льготы, механизмы государственно-частного партнерства, особый порядок выдачи разрешительных документов, специальные условия при выплате пенсий, заработных плат.
Во-вторых, необходимо четко определиться с уполномоченным органом, который будет отвечать за развитие арктических территорий. По мнению сенатора, функции уполномоченного органа не может выполнять Минэкономразвития РФ, как это сейчас указано в проекте закона. Возможно, для этой цели нужно создать отдельную структуру, которая будет выполнять функции северного завоза и другие задачи.
В-третьих, необходимо разграничить понятия опорных зон, территорий опережающего социально-экономического развития и особых экономических зон, которые планируются к созданию в Арктике. В этой связи, Вячеслав Штыров выступил с предложением о том, чтобы вся Арктическая зона Российской Федерации находилась в особых экономических условиях, а внутри были образованы особые зоны и территории социально-экономического развития, где на принципах государственно-частного партнерства будут реализованы крупные инвестиционные проекты.
В-четвертых, важно четко и подробно прописать раздел, посвященный жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, где в первую очередь указать, кто именно имеет право относиться к этой категории. И отдельно обратить внимание и установить границы Арктической зоны Российской Федерации по принципу объединения арктических территорий как единого объекта государственного управления.
«В Арктике мы должны искать нестандартные подходы ко всему. Это необходимо, поскольку Арктическая зона Российской Федерации уникальна с территориальной, природно-климатической, экономической точек зрения, поэтому мы должны совместно поработать и создать такой документ, благодаря которому Арктика получит полноценное и комплексное развитие», — резюмировал Вячеслав Штыров.