В среду президент Владимир Путин дал команду начать отгрузку нефти Новопортовского месторождения с терминала «Ворота Арктики» на Ямале. Впервые ямальская нефть будет поставлена морем, а не по трубопроводам, порадовался президент. Проект – один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России: за последние три года «Газпром нефть» вложила в него 186 млрд руб., применила новейшие технические решения, связанные с работой в очень суровых условиях, перечислил Путин.
Новопортовское месторождение – крупнейшее на Ямале: извлекаемые запасы жидких углеводородов категорий C1 + С2 составляют более 250 млн т. Но сосредоточены они очень далеко от трубопроводной инфраструктуры, в 700 км, и «Газпром нефть» решила транспортировать нефть морем. По трубопроводу длиной 100 км нефть поступает на плавучий нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» (построен в Обской губе в 3,5 км от берега, мощность – 8,5 млн т в год). Нефть можно будет транспортировать в экстремальных условиях: при температуре до минус 50 градусов по Цельсию, при скорости ветра 40 м/с и толщине льда в Обской губе до 2,5 м, рассказал Путину предправления «Газпрома» Алексей Миллер. На терминале используется технология нулевого сброса, продолжал он, – ни при каких условиях загрязняющие вещества не попадут в акваторию Обской губы. Терминал полностью автоматизирован и управляется с берега, аналогов ему в мире нет, нет таких промышленных проектов с такими характеристиками за полярным кругом, заключил Миллер.
В этом году «Газпром нефть» планирует добыть на Новопортовском месторождении 2,5 млн т, говорит представитель компании, к 2018 г. добыча должна достичь 6,3 млн т нефти. При освоении Новопортовского месторождения «Газпром нефть» применяет самые современные методы бурения и повышения нефтеотдачи, говорит представитель компании: именно здесь построены первые на Ямале горизонтальная и двуствольная скважины.
Новопортовское месторождение получило льготы по НДПИ и по экспортной пошлине (для достижения внутренней нормы доходности в 16,3%), так что проект окупится за 5–6 лет, говорит аналитик UBS Максим Мошков.
Нефть сорта Novy port относится к легким нефтям с низким содержанием серы, это даст преимущество «Газпром нефти» на зарубежных рынках, рассказал Путину гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков: сорт Novy port более качественный, чем сорт Brent, и продается с премией к нему.
«Газпром нефть» сообщила, что планирует отгружать нефть Новопортовского круглый год танкерами по Северному морскому пути. «Совкомфлот» строит для «Газпром нефти» шесть танкеров ледокольного класса Icebreaker 8 грузовместимостью примерно 38 000 т нефти, два уже спущены на воду. Два ледокола «Газпром нефть» купит у Выборгского судостроительного завода, они будут готовы к 2017 г. «Газпром нефти» вполне хватит шести танкеров, чтобы обеспечить круглогодичную отгрузку нефти с терминала до танкера-накопителя «РПК норд» в порту Мурманска (туда поступает и нефть с Приразломного месторождения, грузооборот накопителя – около 12 млн т в год), считает исполнительный директор Portnews Надежда Малышева. Компания заказала небольшие танкеры, так как в Обской губе очень мелко, крупный танкер просто туда не зайдет, объясняет она.
Компании, которые строили «Ворота Арктики», представитель «Газпром нефти» не называет, но говорит, что их десятки – и российские, и зарубежные. Терминал выдержит экстремальные нагрузки, его фундамент расположен на морском дне и покоится на 12 сваях длиной 70–90 м, сообщает он.
Строительство выносного нефтеналивного терминала – обычная мировая практика для месторождений, которые находятся на большом удалении от трубопроводной системы, примеры есть и в России: нефть с месторождения Требса и Титова транспортируется через терминал «Варандей», выносной терминал есть у проекта «Сахалин-2», говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Условие нулевого сброса – обязательный стандарт при разработке месторождений Арктики: в отличие от более южных широт нефть здесь не разлагается, объясняет он. А уникальность может заключаться только в крайне суровых условиях строительства, полагает эксперт.
Для государства стратегически важно развивать северные территории: нужно использовать Северный морской путь и брать с китайских и японских компаний плату за транспорт, кроме того, пока не определены границы в Арктике, так что России нужно продвинуться в ее освоении, перечисляет Нестеров. Поэтому проекты по добыче нефти и газа на Севере важны и сами по себе, но в большей степени как локомотивы развития территорий, где развивать другую промышленность бессмысленно, заключает он.