Сегодня основная задача в отрасли — это снижение зависимости от зарубежных технологий и продукции, осуществление рационального импортозамещения, — заявил Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин в ходе заседания Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, состоявшемся 9 июня в Новосибирске.
По мнению экспертов, «узкое место» в нефтегазовом машиностроении России – шельфовые технологии. В последнее десятилетие в мире скачкообразно развиваются прорывные морские технологии – новые методы разведки месторождений, сверхглубоководное бурение, бесплатформенная разработка месторождений, дистанционно управляемые подводные устройства для диагностики и ремонта шельфового оборудования, плавучие заводы по сжижению газа прямо в море и другие.
Однако Россия отстала на этом направлении. «В настоящее время, из-за низких цен на нефть и газ, освоение месторождений арктического шельфа приторможено во всем мире. Это дает России некоторый запас по времени для восполнения допущенного отставания», — заявил Заместитель Председателя Правительства РФ.
В России имеются собственные наработки в области морской сейсморазведки, бурения скважин с привлечением атомной подводной лодки, конструирования автономных ядерных источников энергопитания для эксплуатации на морском дне и др. Эти работы, многие из которых имеют двойное назначение, необходимо развивать и далее.
Подобные технологии, сводящие к минимуму присутствие человека собственно на месторождении, крайне актуальны при разработке арктического шельфа, особенно в покрытых льдом акваториях. Таким образом, в наши дни идет интенсивное накопление научно-технического потенциала и опыта, которое в скором будущем может сделать реально осуществимым полноценный прорыв нефтяников в Арктику.
Начиная с этого года, в рамках государственной программы предусмотрена реализация перспективных проектов с общим объемом финансирования 1 млрд 350 млн рублей.
Ожидаемые результаты проектов — это уменьшение зависимости от иностранного оборудования, создание отечественных средств сейсморазведки, а также практическая реализация программы импортозамещения.
Планируя будущее отрасли, целесообразно осуществлять проработку перспективных технологий для освоения арктического шельфа, включая технологии подледной разведки месторождений, оборудование для бесплатформенной добычи нефти и газа в арктическом исполнении, подводные роботы, высокоэффективные автономные источники энергообеспечения, подчеркнул Дмитрий Рогозин.
В ходе совещания было отмечено, что доля импорта в потреблении по критически зависимым направлениям наглядно отражена в плане импортозамещения Министерства промышленности. Например, по направлению геологоразведки доля импорта доходит до 85%, а по направлению реализации шельфовых проектов составляет 80-90%.
Заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики состоялось на площадке Международного форума технологического развития «Технопром-2016» в Новосибирске 9 июня 2016 года.