Ханты-Мансийский автономный округ нуждается в расширении провозных железнодорожных мощностей и реализации комплексного проекта Северного широтного хода.
– Наталья Владимировна, какова основная проблема в обеспечении железнодорожного сообщения в вашем регионе?
– У нас железнодорожная сеть округа складывается из трёх не интегрированных между собой участков. Это Тюмень – Новый Уренгой с ответвлением на Нижневартовск (протяжённость по территории – 650 км); Екатеринбург – Приобье с ответвлением на Агириш (339 км) и Екатеринбург – Усть-Аха (по территории – 117 км). Округ существенно отстаёт от среднероссийских показателей по плотности сети, поскольку на тысячу квадратных километров приходится всего два километра железных дорог. Но важно также и развивать пропускную способность существующих, имея в виду планы правительства по развитию экономики. Сегодня актуальными как для России, так и для Югры являются вопросы освоения арктической зоны, а также развития Приполярного Урала.
В этой связи большое значение приобретает развитие транспортной инфраструктуры, ядром которой должна стать железнодорожная линия Полуночное – Обская. Этот участок обеспечит кратчайшую меридиональную связь между Северным широтным ходом и Транссибом, повышая тем самым связность и устойчивость функционирования сети железных дорог у нас в округе. Транспортные потоки тогда будут равномерно распределяться по двум направлениям, откроется более короткий путь на порт Сабетта.
Но сейчас сроки начала строительства линии Полуночное – Обская уходят за пределы 2020 года. Я считаю, что нужно рассмотреть возможность более ранних сроков, так как проект ориентирован на оснащение и полное импортозамещение сырья для предприятий металлургической промышленности. Его реализация даст возможность увеличить имеющийся грузопоток, наладить транспортную связь между Полярным Уралом, Ямалом, Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой. Для Ханты-Мансийского автономного округа этот проект – возможность системного включения ресурсов восточных склонов Уральских гор в промышленный оборот, в экономику Югры.
– Какие ещё железнодорожные проекты необходимо развивать в Югре?
– Ещё одним крупным проектом, реализуемым сегодня, является развитие направления Тобольск – Сургут – Коротчаево.
Его реализация позволит обеспечить потребности нефте- и газохимических предприятий в перевозках сырья, полуфабрикатов и готовой продукции с учётом прогнозируемого роста грузопотоков. Это очень полезный проект для всей страны.
Но у нас есть проблемная территория на западе. Она не имеет постоянного выхода на транспортную сеть Уральского федерального округа, что сдерживает её развитие.
«Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» предусмотрено строительство железнодорожной линии Салым – Ханты-Мансийск. Однако этот проект без последующего продолжения до станции Приобье носит лишь социальный характер и направлен исключительно на повышение качества транспортного обслуживания населения округа. В то же время именно продолжение планируемой железнодорожной ветки Салым – Ханты-Мансийск до Приобья позволит увеличить «хозяйственную связность» внутри Югры, вовлечёт в хозяйственный оборот новые ресурсы, а также решит задачи по обеспечению перевозки грузов и пассажиров на территории автономного округа. Нужно рассмотреть эту возможность.
– Югра – один из немногих регионов, которые полностью компенсируют перевозчику потери от регулируемого тарифа на пригородные перевозки. А какую долю от стоимости компенсирует бюджет?
– У нас удешевление стоимости пригородных перевозок за счёт бюджета последние три года составляет порядка 75%. Кроме того, мы ещё возмещаем убытки по содержанию и эксплуатации малоинтенсивного участка железной дороги Верхнекондинская – Агириш. Сумма, направляемая на цели поддержания доступности пассажирских перевозок, растёт каждый год. В 2015-м, к примеру, это составило более 165 млн руб. Кстати, у нас есть и региональные льготы для отдельных категорий граждан. Мы считаем, что должны поддерживать население, которое живёт в сложных климатических и географических условиях.