26.07.2016

Очень-очень холодная война

Для обеспечения логистики в районе Арктики и Курильских островов в интересах Российской армии будут введены единые тарифы на транспортные морские перевозки. Об этом 27 июля в ходе коллегии военного ведомства заявил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. Также в повестку дня были включены вопросы, касающиеся хода выполнения плана деятельности Северного флота до 2020 года.

Северный флот — не подведёт

Более двух лет назад для защиты северных рубежей в России было создано новое межвидовое стратегическое объединение — Северный флот. Одной из его задач является развитие военной инфраструктуры Арктической зоны.

«В этом году на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новосибирские острова будет завершено строительство уникальных военных городков замкнутого цикла», — рассказал Сергей Шойгу.

Пока же продолжается восстановление аэродромной сети и создание единой системы освещения обстановки, в первую очередь, в интересах противовоздушной обороны, а также «совершенствуется подготовка в условиях Крайнего Севера подразделений мобильных сил немедленного применения и отработка задач атомными подводными лодками подо льдом».

Однако не только Россия стремится нарастить военное присутствие в Арктике. На днях парламент Великобритании одобрил программу модернизации стратегических ядерных сил, включая постройку четырёх новых атомных подлодок с баллистическими ракетами. На данный момент в состав ВМС Великобритании входят четыре атомные подводные лодки, несущие баллистические ракеты, все они принадлежат классу Vanguard. К 2028-2030 годам их планируется сменить на новые ПЛАРБ класса Successor. Эксперты полагают, что обновление стратегического подводного флота связано с возможными попытками закрепиться в Арктике. Предполагается, что подводные лодки нового типа в регионе будут ходить под слоем льда. Великобритания практиковала это, однако в 2007 году прекратила такие походы после взрыва на одной из подводных лодок, в результате которого погибли двое матросов.

Будет ли битва за ледяные кладовые?

В конце 1950-х Канада предъявила права на Северный полюс. Тогда Международный суд постановил, что территория может отойти к этой стране, если в течение 100 лет никто не докажет, что дно Северного Ледовитого океана принадлежит ему.

2 августа 2007 года два аппарата «Мир» и «Мир1» благополучно завершили уникальное погружение на дно Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса и установили там титановый флаг России. «Мир-1» достиг дна океана (глубина — 4261 метр). «Посадка была мягкой, вокруг — грунт желтоватого оттенка, обитателей морских глубин не видно», — сообщил тогда член экипажа «Мира» и руководитель экспедиции «Арктика-2007» Артур Чилингаров.

Помимо научных исследований, главная задача экспедиции — выяснить, можно ли считать подводные хребты Ломоносова (в районе которого, по некоторым оценкам, находится около 22 процентов мировых запасов углеводородов) и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, продолжением российского континентального шельфа.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую ратифицировали все, кроме США, страна, имеющая границу с Арктикой, имеет право претендовать на 200-мильную исключительную экономическую зону, которая может быть расширена до 350 миль. Прибрежные государства осуществляют над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки природных ресурсов.

В связи со сложностью определения внешних границ расширенного континентального шельфа пока ни одной страной не установлены такие границы.

Россия в 2001 году первой направила представление о внешних границах шельфа в комиссию, заявив тем самым о своих правах на расширенный континентальный шельф в соответствии с критериями конвенции. Речь в российском представлении идёт не только об Арктике, но и о Беринговом и Охотском морях.

Борьба, пока дипломатическая, идёт между восемью прибрежными государствами — США, Россией, Канадой, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией, которая контролирует Гренландию. Несколько лет назад Канада отвергла претензии России на дно Северного Ледовитого океана.

«Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру и просто поставить свои флаги и сказать: «Мы берём эту территорию», — заявил тогда глава МИД Канады Питер Маккей.

Запасы нефти, газа и других полезных ископаемых в исследуемом регионе оцениваются в миллиарды тонн.

«Арктика — это будущее, там огромные запасы полезных ископаемых, — сказал «Парламентской газете» первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. — Интерес к Арктике со стороны сопредельных стран огромен, причём его проявляют даже страны, которые никакого отношения к Арктике не имеют. И то, что мы сейчас совершенно своевременно усиливаем силы и средства в Арктике, абсолютно правильно. Не сейчас, но через пять-десять лет мы можем столкнуться с тем, что наши интересы и интересы наших западных партнёров будут противоположными, а значит, мы должны быть готовы ответить на вызовы».

Восточный форпост России

Для защиты национальных интересов Министерство обороны создаёт условия для масштабного освоения не только Арктической зоны, но и Курильских островов.

«В этих труднодоступных регионах с суровым климатом важное значение имеет своевременное обеспечение войск», — подчеркнул Сергей Шойгу.

Ещё в апреле 2016 года Владимир Путин поручил военному ведомству создать принципиально новую систему гарантированного и экономически эффективного транспортного обеспечения потребностей Министерства обороны морским путём в Арктике и на Курилах. Для этого военные привлекли гражданские организации — был создан консорциум, который объединил ресурсы 95 гражданских судов суммарной грузоподъёмностью более одного миллиона тонн, а также шести морских портов.

«В ближайшее время консорциум должен разработать и внедрить единую тарифную политику в отношении транспортных услуг, оказываемых в островных зонах ответственности», — разъяснил министр обороны России.

Уже определены места размещения Объединённого ситуационно-логистического центра и его структурных подразделений. Сам Центр будет расположен в Москве, а Северо-Западный и Дальневосточный центры управления морскими перевозками — в Архангельске и Владивостоке.

«Мы помним постоянные высказывания Японии о тех территориях, которые они считают спорными, а мы — бесспорными, — сказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев (ЛДПР). Россия в ответ вынуждена применять адекватные меры, которые выражаются в усилении нашего военного присутствия на дальневосточных рубежах нашей Родины. Чтобы прекратить прения по Южно-Курильским островам, мы нарастим там группировку войск».

«Неприступный бастион, который Россия создаёт на Курилах, должен надёжно защитить наши восточные рубежи, — подтвердил «Парламентской газете» главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. — Это поставит точку в споре о том, кому должны принадлежать Южные Курилы, ведь у нас достаточно для этого сил и средств».

Источник

Источник