Если рассматривать человечество как восхитительно прекрасный ковер из наций, то одной из ярких красок на нем будут коренные народы. Древние римляне называли их аборигенами, греки — автохтонами. Кто они? Это народы, которые ощущают историческую связь с территорией их проживания, имеющие свой язык, обычаи, традиционные занятия. Общая их численность оценивается в 370 миллионов человек, живущих в 70 с лишним странах.
Неповторимая краска в многоцветье мира
Памятная дата, отмечающая их роль в мировом сообществе, установлена Генассамблеей ООН в 1995 году. Это повод подчеркнуть важность вклада коренных народов в процесс поиска долгосрочных решений проблем развития, управления природными ресурсами и адаптации человека к условиям жизни на нашей планете. И еще это возможность отдать дань уважения их борьбе за сохранение собственной культуры и тем усилиям, которые они предпринимают, чтобы вписать ее в стремительно развивающийся современный мир.
В международную повестку тема впервые вошла только в 1970-е годы, когда Подкомиссия ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств инициировала исследование по вопросу о дискриминации коренных народов. Последняя в немалой степени питалась высокомерными прогрессистскими взглядами западной социологии относительно существования «продвинутых» и «отставших» в историческом развитии этносов. Двенадцать лет спустя появилась профильная рабочая группа, а в 1994 году ООН объявила Международное десятилетие коренных народов мира, потом пролонгированное в 2004 году. Возник Постоянный форум, принята Декларация о правах коренных народов. Защита и развитие их прав и культуры, поощрение языков и знаний, содействие раскрытию собственного потенциала стало неотъемлемой частью политики для всех государств и народов.
Надо признать, что в российском массовом сознании тема коренных народов отразилась довольно странно. Мы мало что знали о «своих», тех, кто близко, и много о чужих. Людях из племен чероки, навахо, апачей, команчей, ирокезов, сиу… Романтические образы мужественных защитников собственной земли, предпочитающих умереть, но не отступить перед беспощадным противником, помнятся всем, кто читал Фенимора Купера, Вашингтона Ирвинга, Джеймса Кервуда и Майн Рида. Не советская пропаганда, а именно произведения западных писателей — американцев и англичан сформировали у нас представление об уничтожении индейских племен на территории США пришедшими туда белыми пионерами-колонистами.
Значительно меньше известна в нашей стране книга «Схороните мое сердце у Вундед-Ни», вышедшая в США в 70-е годы прошлого века. Ее автор — Ди Браун, американец индейского происхождения, рассказывает о самой безжалостной стадии индейского геноцида 1860-1890 годов, так называемом «индиан ремувэл» («индейское перемещение»). Когда на берега Северной Америки ступила нога европейца, численность аборигенов на территории будущих США составляла от 2 до 12 (точная цифра неизвестна) миллионов человек, а к началу ХХ столетия, когда цивилизаторы загнали их в резервации, упала до 237 тысяч.
Идея концентрационных лагерей не была «оригинальной идеей» Гитлера, заявляет Джон Толанд, удостоенный в США за двухтомную биографию «фюрера» Пулитцеровской премии. Глава Третьего рейха был вдохновлен системой лагерей для индейцев на Диком Западе и для буров в Южной Африке. Не так давно власти Америки извинились перед потомками коренного населения за «насилие и пренебрежение», но между тем и сегодня, по свидетельству российского этнолога Валерия Тишкова, большинство индейцев занимают низшие ступеньки на американской социальной лестнице.
маятник российской политики
В России, чем она имеет полное право гордиться, отношение к коренным малочисленным народам (КМН) во все времена было совершенно иным, чем у белого западного колонизатора. Они рассматривались не как конкуренты, которых нужно устранить, чтобы овладеть их землей и другими ресурсами, а как подданные царя, платившие дань — ясак. С развитием крепостничества и «монетизации» налогообложения в XVIII веке началась правовая, социальная и религиозная ассимиляция народов Севера. Она закончилась провалом, так как численность коренного населения стала падать. Маятник политики шагнул в другую сторону. Выдающийся деятель русского просвещения Михаил Сперанский впервые законодательно связал проблемы выживания популяции аборигенов и сохранения среды их обитания.
Он разработал в 1822 году Устав об управлении инородцами, главным принципом которого провозглашалась политика невмешательства и консервации их традиционного образа жизни. Документ заложил систему взаимоотношений госвласти и коренных народов на основе признания их самобытности, учета исторических и этнических особенностей. Его концепцию продолжило спустя 70 лет Положение об инородцах, едва ли не первая в мире попытка создания инородческого права.
Идеализировать дореволюционную политику, конечно, не стоит. Недостаточность мер воздействия со стороны государства на эти группы населения к концу того же века опять привела к «экономической беспомощности» и вымиранию, «по крайней мере, сибирских инородцев и самоедов» (ненцев и других представителей северных этносов), зафиксировал словарь Брокгауза и Ефрона.
Хотя новая, советская власть утверждалась на Северах не столь благостно, как показано в замечательном фильме «Начальник Чукотки» (таким искажением действительности, по слухам, был недоволен хороший чукотский писатель Юрий Рытхеу), тем не менее ее вклад в социально-экономическое и культурное развитие коренных народов неоспорим. С 1924 года по тундре стали разъезжать невиданные прежде медицинские отряды Красного Креста. Коренные народы были выделены в особую группу. Закрепившиеся за ними с царских времен наименования ясачных инородцев, туземцев, племен, населяющих северные окраины, сменились названием «малые народности Севера».
Благодаря этой политике блага цивилизации дошли до юрты, улучшились жилищные условия, возникли транспортная инфраструктура, система медицинского обслуживания и школьного образования. Представители многих народов стали читать и даже печататься на национальных языках, появилась национальная интеллигенция. Интегральным показателем стал прирост населения. По поводу необходимости обучения детей оленеводов в специальных интернатах спорят до сих пор. Правильно ли отрывать их от родителей? Ведь тогда они не перенимают накопленные веками навыки и обычаи и не стремятся домой. А вернувшись, не в состоянии прижиться. Но, с другой стороны, разве они не должны получить те же возможности, что и другие дети?
Как совместить модернизацию и традиции?
Возможна ли полная интеграция коренных этносов и модернизация их образа жизни при сохранении традиционного бытового уклада? Тот, кто найдет правильное решение этого вопроса, получит Нобелевскую премию.
Коррозия традиционного порядка началась в середине прошлого века с промышленным освоением северных территорий. Это только на поверхностный взгляд здесь практически ничего не изменилось. Те же занятия оленеводством, рыболовством, морским зверобойным промыслом, сбором дикорастущего сырья и другими этносохраняющими видами хоздеятельности.
В ряде случаев происходит полная утрата территорий и акваторий, на которых и за счет которых жили поколения предков нынешних жителей. Изымаются значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для промыслов рек и водоемов теряет свое хозяйственное значение. Кризис в традиционных отраслях обостряет социальные проблемы: снижается уровень жизни, растет безработица, развивается целый ряд заболеваний и патологий. Все меняется, кроме сложных природно-климатических условий.
В России на 2015 год в 28 субъектах РФ насчитывалось 316 тысяч представителей 47 КМН. Ими были признаны те, кто проживал на территориях своих предков, самоидентифицировал себя как отдельный этнос с численностью менее 50 тысяч человек. В их составе преобладает 42 народа Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
— Сегодня самая главная задача государства — это исполнение законов, регламентирующих природопользование и условия для нормальной жизнедеятельности КМН, — считает первый зампред Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко. — Вторая задача — неукоснительное выполнение принятой профильной госпрограммы. Она нацелена на развитие территорий компактного проживания коренных народов, помощь в создании объектов инфраструктуры и экономики в интересах обеспечения занятости. Составной ее частью является поддержка традиционных культур, образа жизни, ремесел и промыслов, издание учебников и изучение родных языков.
В господдержке нуждаются основные виды деятельности КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока — оленеводство и рыболовство. По первой отрасли речь идет о выделении субсидий на развитие и помощь в создании переработки ее продукции на месте. Это дешевле и выгоднее и для государства, и самих территорий.
Выражаю большое сочувствие оленеводам Ямала, которых настигла в конце июля беда — массовый падеж оленей в тундре, предположительно от сибирской язвы. Я просто не припомню такой катастрофы. Эксперты назовут причины, но они, в том числе, могут быть связаны с состоянием ветеринарии. Случившееся касается не только жителей полуострова, но и всех северных народов, потому что олени границ не знают и кочуют из региона в регион.
Проблема принятия закона о северном оленеводстве стоит много лет.
На мой взгляд, он имеет прежде всего не экономическую, а моральную составляющую — публичную оценку труда людей, которые им занимаются, и гарантии дальнейшей заботы государства.
За прошедшие четверть века очень много сделано для того, чтобы отразить в законодательстве права коренных народов.
Три федеральных закона — о гарантиях прав КМН, об общих принципах организации общин КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока и о территориях традиционного природопользования КМН Севера,
Сибири и Дальнего Востока закрепили их права в области традиционного природопользования, сохранения самобытной культуры, промыслов, защиты исконной среды обитания, использования биоресурсов.
Миссия есть не только у большого этноса
В 2015 году началась подготовка законопроекта об Арктической зоне РФ, в котором предусматривается сохранение мер социальной поддержки населения арктических регионов. Владимир Путин поставил задачу при рассмотрении арктической стратегии уделить особое внимание мерам по сохранению и расширению возможностей для ведения традиционного образа существования малочисленных народов и повышению уровня его жизни.
Курирует всю проблематику КМН созданное в прошлом году Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). На региональном уровне эффективным инструментом является институт уполномоченного по правам КМН.
«Проблем хватает, — рассказывает президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, депутат Госдумы Григорий Ледков. — Очень часто из-за несовершенства законодательной базы и бюрократизма люди не могут в полной мере воспользоваться своими правами. У коренных народов в принципе нет понятия собственности земли, мы просим лишь право безвозмездного
пользования. Сейчас надо за все платить: рыбопромысловые и охотничьи участки, лицензии и так далее. Это в общих интересах страны. Ведь лучших охранников, экологов, природопользователей, чем коренные народы, — не сыскать. Именно на наших территориях до сих пор сохранились краснокнижные животные и растения».
Депутат Госдумы выступает за возвращение в паспорт графы «национальность». Ею во многом определялась жизнь ненца или эвенка, объясняет он, а сейчас принадлежность к коренным малочисленным народам очень трудно доказать. Нужен правовой механизм создания и функционирования территорий традиционного природопользования, их управления и контроля.
На федеральном уровне до сих пор не существует правовых актов, обязывающих проводить этнологическую экспертизу промышленных проектов и устанавливающих порядок возмещения компаниями убытков, причиненных их деятельностью.
Эти пожелания опять же упираются в вопрос интеграции ценностей минувшего и настоящего времени, ценностей отдельных этносов и стратегии развития государства. Очень трудно их совместить.
День коренных малочисленных народов — не та дата, когда мы должны упиваться достигнутыми успехами и танцами этнографических коллективов в экзотических национальных костюмах. Главное — привлечь внимание к нерешенным проблемам. Они есть, они будут. От этого никуда не деться, потому что развитие продолжается. И всем народам разного численного калибра, и государству надо уметь слышать друг друга.