Завершилась российская часть круиза на ледоколе «Капитан Хлебников» по Северному морскому пути. В круизе принимали участие 93 туриста из 15 стран: Германия, Швейцария, Австрия, США, Канада, Бельгия, Великобритания, Франция, Новая Зеландия, Австралия, Китай, Япония, Португалия, Южная Корея. Россиян на борту было 9, сообщает Виктор Кузнецов, ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика».
Туристические круизы в Арктику бывают разные. Одним из таких видов является круиз по Северному морскому пути, который организовывают различные туристические компании. В этом году компания Quark Expeditions предложила туристам круиз по Северному морскому пути, который начинался во Владивостоке. Для этого туроператор зафрахтовал ледокол транспортной компании FESCO «Капитан Хлебников». Основной состав туристов был принят на борт в столице Чукотки Анадыре. Далее маршрут был проложен в западном направлении через все арктические моря: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Баренцево. На Шпицбергене часть туристов заканчивала свое путешествие, а желающие смогли его продолжить, следуя в канадскую Арктику. Круиз закончится там же, где и начинался, во Владивостоке, замкнув, таким образом, малое кругосветное арктическое путешествие.
Для контроля соблюдения природоохранного законодательства при посещении территорий и акваторий с особым природоохранным статусом и защиты от белого медведя на ледоколе работали три инспектора национального парка «Русская Арктика». Мы сопровождали туристов при всех высадках на берег и во время зодиачных круизов вдоль ледников и наиболее интересных мест арктических островов.
В ходе рейса удалось увидеть полярных обитателей. В море Лаптевых среди дрейфующих льдов была замечена пара белых медведей. Это оказалась самка со своим двухгодовалым детенышем. По размерам это были два упитанных взрослых медведя. Заглушив двигатели, ледокол остановился, и медведи сами, прыгая по льдинам, приблизились к судну. Радости у туристов не было предела. Все, кто успел, сделали удачные снимки. А медведи, поняв, что им здесь ничего съестного «не светит», спокойно продолжили свой путь.
Были встречи и с моржами, и ещё с одиночным медведем на льдине. Запоминающимся стал зодиачный круиз вокруг небольшого острова Вилькицкого, что в составе архипелага Новосибирские острова. Здесь можно было наблюдать жизнь островной природы Арктики. Богатые птичьи базары в сочетании с двумя стадами моржей, активно и неагрессивно сопровождавшими резиновые лодки с туристами, позволили путешественникам запечатлеть размеренную жизнь островной Арктики.
В районе Новой Земли судно попало в шторм. Но всё-таки удалось найти место, где можно было бы высадиться. Таким местом оказалась бухта Мака. В узком и длинном заливе было относительно тихо. Поэтому туристы смогли как побывать на берегу, так и проехать на зодиаках вдоль красивого ледника.
Но, пожалуй, самые яркие впечатления остались от архипелага Земля Франца-Иосифа.
На мысе Тегетхоф острова Галля нас встретила семья белых медведей – медведица с двумя медвежатами. Поэтому здесь ограничились зодиачными круизами. Далее был пролив Негри со своими величественными покровными ледниками, которые туристы фотографировали с борта сопровождавшего судно вертолета. И завершился этот день знакомством со знаменитыми геологическими объектами ЗФИ – «сферолитами» острова Чампа.
Ранним утром следующего дня – Бухта Тихая. Судовое время 5.00 утра, а Бухта Тихая, живущая по московскому времени (3.00) еще не ложилась спать. Встретили нас как всегда приветливо и дружелюбно. Поражает чистота, порядок и новый офис почтового отделения. Почтовый работник в фуражке образца прошлых лет приветливо приглашает туристов воспользоваться услугами почты и приобрести сувениры Русской Арктики. Оправдались надежды туристов, которым я обещал, что в Бухте Тихой они смогут увидеть обновляющуюся обстановку русской Арктики.
И завершающим удивительным событием этого последнего дня визита стала неожиданная для меня встреча с большим стадом моржей на северной стороне отделившейся от острова Нортбрука его юго-западной части. Объявлялась высадка на мыс Флора, но там оказалась медвежья семья, поэтому, где в тумане судно бросило якорь, было не очень непонятно. Спустили два разведочных зодиака, и по навигационным приборам стали двигаться в тумане. По сторонам стали появляться одиночные и парами моржи. А, когда приблизились к берегу, поняли, что на пляже гудит огромное, до нескольких сотен, стадо моржей. Приняли решение: отдельными группами до 25 человек дать возможность туристам приблизиться на безопасное расстояние и сделать соответствующие фото- и кинозарисовки.
После столь ярких впечатлений от Земли Франца-Иосифа ледокол взял курс на Мурманск.
Для справки: «Капита́н Хле́бников» — российский ледокол, один из четырёх ледоколов класса «Капитан Сорокин», построенных в Финляндии. Судно названо в честь полярного капитана Юрия Константиновича Хлебникова. С 1981 года ледокол находится в составе флота Дальневосточного морского пароходства. В 1990 году судно было переоборудовано в туристическое и в настоящее время выполняет экскурсионные туры в Арктику и Антарктиду. Лед толщиной в 1,5 м ледокол раскалывает на скорости в 1 узел. Судно может перевезти 110 пассажиров.