На Чукотке заканчивается пассажирская навигация-2016. Небольшой теплоход "Капитан Сотников" с корреспондентом "РГ" на борту совершил один из последних рейсов на восточную оконечность Чукотки: через порт Провидения до села Лаврентия…
О "Капитане Сотникове" на чукотском побережье Берингова моря наслышаны все и каждый. В народе рассказывают страшилки: мол, при волне на нем укачает и крепких мореходов. Но неизбалованному чукотскому пассажиру выбирать не приходится. И "Сотников" — хоть какая-то альтернатива хозяину межрайонных пассажирских перевозок в округе, "Чукотавиа". Самолет, конечно, хорошо, но когда билетов нет, то и морской качке будешь рад…
Командует судном Тимур Ниязов. У Тимура, под стать одноименному литературному герою, своя надежная команда — жизнерадостных, приветливых моряков.
"Капитан Сотников" эксплуатируют с начала восьмидесятых годов прошлого века. В 1996 году, выработав очередной регистр, теплоход подняли на портовый слип, где он потихоньку ржавел на отшибе. Лишь через десять лет, по просьбе окружного правительства, анадырские портовики приступили к реанимации судна. С первого дня в очень трудном восстановлении участвовал и Тимур Ниязов, в то время старпом.
Условия на "Сотникове" спартанские, места в основном сидячие. При этом прокатиться водным транспортом — удовольствие не из дешевых, но против беззастенчиво завышенного чукотского авиатарифа идти морем получается на двадцать процентов дешевле. Чтобы пролететь чуть более 500 километров от Анадыря до Лаврентия, надо раскошелиться на 11600 рублей и это при щедрой дотации властей, без которой цена была бы в полтора раза выше.
Жителям отдаленных уголков северного округа приходится чуть ли не за полгода записываться на редкие вертолетные рейсы, чтобы в отпускную пору добраться до райцентра
Есть и еще один потенциальный плюс в пользу морского пути, способный значительно облегчить жизнь людям сельской глубинки. Ключевое слово — потенциальный. Для его реализации всего-то необходимо, чтобы судно подходило непосредственно к прибрежным селам, а не только к причалам райцентров, как сейчас. Люди помнят, как в советские времена этот же самый "Сотников" приставал прямо к их родному берегу. Спускался носовой трап, и по нему на смену прибывшим поднимались отъезжающие. Теперь жителям десятка прибрежных сел, а это несколько тысяч человек, остается об этом мечтать.
Между тем соответствующее решение, не требуя великих затрат, существенно ослабило бы напряженность в перевозках по округу в целом, снизило бы нагрузку на авиацию. Ее парк на Чукотке в основном еще советского производства, выработан до предела и явно недостаточен. Не хватает и вертолетов. Поэтому сельчанам приходится чуть ли не за полгода записываться на редкие вертолетные рейсы, чтобы в отпускную пору добраться до райцентра. Если требуется лететь дальше, дорожная маета лишь усугубляется. Все это ложится тяжелым бременем на тощие кошельки жителей чукотских окраин. Уровень их жизни и без того в своем большинстве очень низок.