Это суровый край, где формируется личность, где талантливые люди становятся гениями, где даже древесина имеет особую, более плотную структуру и за это ценится во всем мире. Непростые климатические условия заставляют Архангельскую область искать новые пути взаимодействия человека и Арктики. О том, как в ближайшие годы будет развиваться экономика области, где ждут арктического туриста и чей музей появится в следующем году на Соловках, в интервью РИА Новости рассказал глава региона Игорь Орлов.
— Игорь Анатольевич, в марте в Архангельске пройдет международный форум "Арктика – территория диалога". Какова основная тема форума, его цели и задачи?
— Тема форума — "Человек и Арктика". Она затрагивает все сферы взаимодействия человека и Арктики — бизнес, жизнь, медицина, развитие…
Задача форума – сбалансировать интересы человека в Арктике. Сегодня Арктика открывается для провоза грузов, для добычи полезных ископаемых.
При этом мы должны учитывать особенности взаимодействия человека и природы на Севере, принимать во внимание специфику его проживания в окружающем климате и стремиться к сбалансированному развитию территорий и устойчивой жизнедеятельности населения на побережьях морей Северного ледовитого океана.
В ходе форума мы также будем говорить об условиях развития предпринимательского сообщества, об инвестициях в Арктику, о том, какие шаги необходимо предпринять, чтобы экономика Арктики была эффективна. Вопросы обеспечения тепла, энергетики, транспортных маршрутов — они тоже требуют изучения и взвешенных решений.
Форум "Арктика – территория диалога" собирает участников раз в два года. До последнего времени он проводился в разных городах. Начиная с 2017 года Архангельск станет постоянно действующей площадкой проведения форума.
— Почему в качестве постоянной площадки был выбран именно Архангельск?
— В России, да и в мире нет больше региона, где бы столь же системно, планомерно и глубоко осваивали арктическую территорию. Первые экспедиции по освоению Арктики, по поиску месторождений, поиску места и роли Арктики начинал еще 300 лет назад наш земляк Михаил Ломоносов.
У нас есть промышленный потенциал освоения Арктики – это судостроение, в том числе подводное, машиностроение, космонавтика. У нас есть опыт строительства арктических судов и платформ для освоения арктических богатств. У нас есть комплексный центр изучения Арктики Академии наук, своя научно-образовательная база. Мы – начало Арктики, и говорить о ней нужно именно у нас.
Сегодня в городе задействованы все ресурсы для того, чтобы форум прошел на достойном уровне и участники ощутили, что находятся в самом крупном промышленном регионе Арктики. Главной площадкой выбран Северный (Арктический) федеральный университет и ряд наших знаковых объектов. Например, пленарное заседание пройдет в одном из самых больших залов города – в драматическом театре.
— Гости из каких стран примут участие в форуме?
— Приглашены гости более чем из 100 стран. Это не только северные государства. Сегодня Арктика — место глобального вызова человечества. Поставка продуктов или опыт добычи нефти на шельфе входят в сферу интересов Азербайджана. Вопрос выращивания сельхозпродукции в теплицах великолепно изучен в Израиле. Мониторинг больших территорий со спутника или оценка воздействия на эти территории неплохо проработаны в Европе. Перед нами стоит общая задача в совершенно особых климатических условиях освоить эту территорию, и это будет темой обсуждения на форуме.
— Сегодня в Санкт-Петербурге открылся еще один арктический форум — "Арктика: настоящее и будущее". С какими проектами и предложениями выступит на этом форуме регион?
— Есть ряд проектов, которые мы традиционно представляем. Это проект Белкомур – планируемая железнодорожная магистраль, которая соединит регионы Сибири и Урала с северными территориями России. Это глубоководный порт, который станет логичным завершением Белкомура. По этим проектам мы работаем с иностранными инвесторами, разрабатываем и подтверждаем финансовые модели, идет очень предметная, хорошая работа. Это наши проекты, связанные с освоением природных ископаемых, в том числе добыча алмазов, которая ведется у нас на самом современном уровне. Это наши нефтегазовые проекты в Ненецком автономном округе, который входит в Архангельскую область. Из крупных инфраструктурных проектов также хотелось бы отметить развитие трассы Москва-Холмогоры-Архангельск. Сегодня она одна из лучших в стране — с хорошим покрытием и современной прилегающей инфраструктурой. Недавно мы завершили очередной этап – строительство современной авторазвязки рядом с Архангельском. Развязок такого уровня на севере еще не было.
На форуме мы также будем говорить об арктической энергетике. Здесь у нас тоже есть ряд достижений, которыми мы гордимся, в том числе в области биоэнергетики. Мы будем говорить об арктическом образовании. Мы представим наши программы арктического туризма. В этой сфере вместе с Мурманской областью мы являемся законодателями. И, конечно же, о нашем опыте в области защиты природы. Во время моего председательства в Совете Баренцева/Евроарктического региона мы были инициаторами разработки экологической программы, которая сейчас продолжает совершенствоваться уже в рамках председательства Финляндии. Мы считаем, что это наше хорошее достижение.
— Какие приоритетные пути развития экономики области Вы можете выделить?
— Мы выбрали несколько кластеров, которые будут определять развитие региона. В первую очередь, это деревообрабатывающий кластер. Мы хотим, чтобы дерево стало источником богатства для Архангельской области. Когда-то область славилась своим лесом. В советское время Архангельск даже хотели переименовать в Лесопильск – к счастью этого не случилось. На трех мощнейших деревообрабатывающих комплексах общей мощностью более миллиона кубов леса, мы изготавливаем суперсовременную доску. Доска из нашей древесины имеет более плотную структуру и пользуется спросом далеко за пределами региона.
Но мы сейчас ставим новые задачи. Сегодня лес становится источником биотоплива. Самая крупная в Восточной Европе котельная на биотопливе расположена в поселке Октябрьский Архангельской области. Это суперсовременное производство, которое в качестве топлива использует кору древесных отходов, которую мы раньше складировали. Благодаря биотопливу за последние четыре года мы принципиально изменили топливный баланс области. Если раньше привозное топливо составляло 36% (еще около 60% — газ), то теперь привозного топлива осталось уже 17%, и мы хотим довести его долю до 5%.
На отходах деревоперерабатывающих комплексов работают заводы по производству пеллет. Это экологически чистое топливо. Его зольность – 0,4%, то есть все сгорает, все уходит в тепло. Мы планировали к 2018 году выйти на производство 500 тысяч тонн пеллет. Сейчас делаем уже 400 тысяч тонн. Думаю, в следующем году на цифру 500 тысяч тонн выйдем, а к 2019-2020 годам — на производство 700 тысяч тонн пеллет в год. Это огромная цифра.
Мы прорабатываем тему восстановления леса. Сейчас мы имеем 40-летний цикл, а хотелось бы выйти лет на 25. Для этого изучаются вопросы клонирования леса, использования гидропоники для выращивания саженцев и другие.
С лесом частично связан и биотехнологический кластер, который мы начали развивать. Мы планируем углубить переработку леса, получать биологически активные добавки из классических отходов. Раньше ту же хвою мы оставляли в лесу, а сейчас надо ее вовлечь в оборот. Отходы рыбной промышленности, наши водоросли – это все элементы биотехнологического кластера, который сегодня создается при участии Северного (Арктического) федерального университета.
Еще один кластер – рыбоперерабатывающий. Мы планируем развивать его на базе наших рыбоперерабатывающих компаний и Архангельского тралового флота. У них есть планы по увеличению количества судов и глубины переработки сырья. Есть также предложения от партнеров из других государств по развитию этого кластера.
— В прошлом году обсуждались планы доставки рыбы с Дальнего Востока в центр России для переработки. Планируете предложить рыбоперерабатывающие мощности региона как альтернативу?
— Если мы сможем в разумные сроки обустроить Северный морской путь, это, действительно, позволит нам экономически более выгодно получать рыбные ресурсы с Дальнего Востока. Мы делали предварительные расчеты, и получается, что, например, от Чукотки до Владивостока рыболовецкий траулер идет семь дней, и до нас – тоже семь дней.
Каждый регион стремится перерабатывать сырье на своей территории, но объем рыбы, который добывается на Дальнем Востоке, гораздо больше, чем мощности местных предприятий. Мы провели переговоры с инвестором, который готов построить у нас рыбоперерабатывающий комплекс, и в целом намерены поддержать проекты в этой сфере.
Следующий кластер — судостроительный. Мы продолжим развивать Северодвинск, планируем вовлекать в этот кластер малый и средний бизнес.
У нас есть идея создания социального кластера, который соответствует тем посылам, которые озвучил президент России в своем послании Федеральному собранию, — вовлечение гражданского общества, некоммерческих организаций в систему оказания госуслуг в социальной сфере.
Все эти высокотехнологичные, а с другой стороны – понятные прикладные проекты мы стремимся максимально комфортно реализовать для жителей региона.
— Когда может начаться строительство глубоководного порта Архангельска?
— Мы относимся к глубоководному порту как к необходимой инфраструктурной единице, логическому завершению Белкомура. Если проект Белкомур, который сейчас находится в переговорной стадии, будет реализован, понадобятся портовые мощности, через которые пойдут потоки грузов, перевозимых по железной дороге. В Архангельске есть порт, мощности которого задействованы менее чем наполовину — то есть на первый этап работы Белкомура нашего порта хватит. Но наши китайские партнеры поставили вопрос о создании глубоководного порта и готовы вкладывать в его строительство средства. Мы подписали соглашение, выделили землю, понимаем, какие транспортные, логистические решения нужно предпринять. Мы, безусловно, заинтересованы в строительстве глубоководного порта. Создана компания, которая обслуживает этот проект. Идет спокойная планомерная работа, но говорить, что все решения приняты, я бы не стал. Сейчас главная концентрация на проекте Белкомур.
— Ранее Вы говорили, что арктический туризм развивается "такими темпами, которых мы и не могли предполагать". Каких результатов удалось достичь?
— В высоких широтах мы уже вышли на турпоток — тысячу человек в год, а хотим достичь 7 тысяч. Мы знаем, как это сделать за счет развития круизного туризма к Земле Франца-Иосифа и туров в Арктику.
Кроме арктического туризма мы развиваем экстремальный туризм (сложные дорожные и климатические условия, реки, пересечённая местность), гастрономический туризм, уникальный духовно-религиозный туризм, этнографический туризм, и, безусловно, исторический туризм. В целом, за счет развития всех видов туризма мы сейчас выходим на цифру 400 тысяч туристов в год. Совсем недавно мы этого даже предполагать не могли. Но нам есть еще над чем работать.
— В прошлом году вы говорили, что рассматривается возможность создания на Соловках музея, посвященного академику Дмитрию Лихачеву? Принято ли окончательное решение? Когда он может быть открыт?
— Решение принято. Я очень горжусь тем, что в свое время мы смогли воссоздать дом известного "сидельца" Иосифа Бродского в деревне Норинская Коношского района области. Сегодня это точка культурного притяжения – обсуждений, дискуссий, воспоминаний о поэте. Это единственный в мире музей Бродского. Музей Лихачева, которого цитировал президент в своем недавнем послании к Федеральному собранию, тоже будет единственным в мире. В августе к нам приезжал министр культуры РФ Владимир Мединский. С ним все вопросы согласованы, выделено помещение, идет формирование выставки. Мы нашли камеру, где сидел академик, песни, которые он пел. Есть целый набор его воспоминаний об этом периоде. Соловки Дмитрий Сергеевич называл своим главным университетом, откуда он вышел с новым знанием жизни. Наша земля из людей талантливых рождает гениев. Я думаю, что в следующем году музей уже будет открыт для доступа. Будем рады видеть всех в Архангельской области.