У Российской Арктики странная судьба: на протяжении почти четверти века на всех уровнях власти не уставали повторять о ее значении для будущего России. Но конкретных действий не следовало, инвестиции обходили стороной богатейшие полярные территории. Ситуация изменилась в последние три года, когда Совет Федерации плотно занялся арктической тематикой, а ее куратором в Правительстве стал вице-премьер Дмитрий Рогозин, чьи размышления о сегодняшней ситуации и перспективах Арктики мы и публикуем.
Все флаги в гости
Сегодня ведущие международные игроки уделяют Арктике все больше внимания. Зачастую это выливается в усиление соперничества, столкновение интересов и амбиций различных стран, в том числе и неарктических.
Тем не менее, как признается высшим политическим руководством арктических держав и Европейского союза, Арктика — одно из немногих направлений, где международное сотрудничество с Россией не только не прекращалось, но и активно продолжается.
По информации МИД России, в рамках деятельности Арктического совета ни один из почти 80 проектов сотрудничества не был свернут.
Россия рассматривает своих соседей по Арктическому региону как естественных и приоритетных партнеров в развитии международного сотрудничества. И для этого у нас есть конкретные предложения.
Санкционная политика позволила нам открыть новые возможности, чтобы сотрудничать в Арктике с нашими азиатскими партнерами, прежде всего в экономической сфере, совместно создавая крупные энергетические и транспортные инфраструктурные проекты на основе разработки нефтегазовых месторождений.
Что можно выделить в этом отношении? Реализуем с участием Китая проект «Ямал СПГ», осваиваем Ванкорское месторождение с индийскими партнерами.
Прорабатываются направления сотрудничества с корейскими и японскими бизнесменами, например в части постройки судов и оборудования для работы на шельфе.
Пять триллионов рублей на развитие севера
Независимо от того, участвуют или нет зарубежные компании в наших проектах, считаю, что России необходимо устойчиво и поэтапно развивать Арктические зоны, и мы будем наращивать усилия по ее мирному, ответственному и бережному освоению. Каковы же векторы развития в Арктическом регионе? Усилия государства в ближайшее время будут направлены на то, чтобы сформировать механизмы поддержки, в том числе финансового и проектного направления деятельности России в Арктике, а также разработать методику отбора такого рода инициатив.
Поддерживать указанную деятельность будет Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, созданная Указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике и повышения уровня государственного управления при реализации стратегических приоритетов.
По поручению Госкомиссии Минэкономразвития России совместно с федеральными и региональными органами власти и организациями подготовлен «портфель» проектов, призванный ускорить развитие Арктической зоны Российской Федерации.
Речь идет о 150 приоритетных проектах со сроками реализации вплоть до 2030-х годов общей стоимостью почти пять триллионов рублей, причем большая часть средств (около четырех триллионов) приходится на внебюджетные источники.
Приведу цифры о направленности этих проектов по отраслям в процентах:
- переработка полезных ископаемых — более 48% (в том числе алмазы — 14%);
- транспорт — 16%;
- геологоразведка — 7%;
- реализация проектов на шельфе — 7%;
- промышленность и энергетика — по 5%;
- рыбная промышленность и сельское хозяйство — 5%;
- и по 2% на экологию, телекоммуникацию и туризм.
Среди этих проектов — «Приразломное», «Ямал СПГ», строительство морского порта в порте Сабетта, Северный широтный ход, Мурманский транспортный узел, строительство ледоколов и плавучей АЭС в городе Певек, развитие Северного морского пути, создание техники и технологий для работы в Арктике.
Часть выбранных проектов позволяет поддержать и диверсифицировать экономику арктических моногородов (Воркута, Северодвинск, Онега, Новодвинск), а также обеспечить модернизацию и своевременное замещение выбывающих мощностей — как в сфере электроэнергии, так и в сфере судостроения.
Сегодня Президентом Российской Федерации поставлена задача Правительству расширять использование методов проектного подхода. Это в полной мере применимо к Арктической зоне России, когда условия хозяйствования и освоения ведутся очаговым способом, концентрируясь вокруг крупных предприятий или инвестиционных проектов.
Исходя из необходимости сформировать «каркас» социально-экономического развития Арктической зоны России вокруг «очагов хозяйственного освоения» территорий, Минэкономразвития России работает над выделением так называемых опорных зон развития.
Другими словами, предполагается создавать «проектные офисы» в рамках каждого арктического субъекта, связанные единой системой управления, а также экономической, транспортной и социальной инфраструктурой.
Этот механизм предполагается закрепить уникальным территориальным Федеральным законом «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» и реализовать в рамках формируемой новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».
Мы предполагаем заключение своего рода «социального договора» между государством и бизнесом, когда государство прилагает усилия по снятию инфраструктурных ограничений, а предприниматели принимают на себя обязательства по инвестированию.
Кроме того, развитие Арктической зоны России в проектной логике предполагает использование возможностей, чтобы эффективно применять существующие инструменты государственной поддержки, которые будут повышать инвестиционную привлекательность проектов (там, где это обоснованно), таких как, например, свободные порты, ТОРы, ОЭЗы, индустриальные парки, специальные инвестиционные контракты и другие.
Знак качества российской экономики
Достаточно распространено мнение, что Арктика — это в основном добыча полезных ископаемых. Но заложенный в проекты освоения природных ресурсов потенциал может стать для научно-производственной повестки страны не менее значимым, чем в 1960-е годы был космос.
Мы видим Арктику как полигон, где будут апробированы новые отечественные инновационные технологии, заказчиками которых станут государство (в первую очередь Минобороны) и крупный бизнес (добывающие компании).
Это могут быть проекты с целью разработать новые материалы и топливо, пригодные для использования в условиях экстремально низких температур; проекты создания «арктической» техники (малая авиация и вертолеты, летательные аппараты безаэродромного базирования и беспилотники, суда река — море ледового класса, специальная гусеничная техника, техника на воздушной подушке). Современное геолого-разведочное оборудование, включая проекты подледной сейсморазведки на арктическом шельфе; использование биотехнологий для производства экологически чистых продуктов питания и семян; развитие фармакологической и парфюмерной промышленности.
Прошедшие испытания арктическим климатом будут получать «арктический знак качества», свидетельствующий о сверхнадежности техники и оборудования.
Выбор России в нашей деятельности неизменен: цивилизованно, в ходе переговоров решать все спорные вопросы на основе международного права. Наша страна открыта для совместной работы в Арктике — как на двухсторонней основе, так и в многостороннем формате, прежде всего в рамках Арктического совета.
Мы рассматриваем Арктику как территорию диалога и сотрудничества и намерены решительно противодействовать любым попыткам привнести в регион нервозность и конфронтацию.