22.01.2017

А мы пойдем на Север

На проекты в Арктике отраслевые министерства просят у минфина 214 миллиардов рублей.

Деньги планируется потратить на строительство атомного ледокола "Лидер", средств подъема затонувших ядерных объектов, развитие проектов на шельфе и многое другое, рассказал "Российской газете" замминистра экономического развития Александр Цыбульский.

Эти проекты должны быть закреплены в госпрограмме "Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу". Ее согласование затянулось главным образом из-за "капиталоемких мероприятий", но в ближайшее время после финальных согласительных совещаний программу будет внесена в правительство. Ведомства уже снизили свои запросы: в марте прошлого года стоимость "погруженных" в программу проектов оценивалась в 260 миллиардов рублей.

Речь идет об изменении подхода к развитию Арктики — он должен стать проектным. В основных "очагах" хозяйственного освоения на Севере планируется создать "каркас" из взаимоувязанных по срокам и финансированию комплексных проектов на основе государственно-частного партнерства. Для этого выделяются восемь "опорных зон развития": Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. У каждой будет свой утвержденный правительством перечень приоритетных проектов.

Ведомства уже умерили свои запросы: раньше стоимость "погруженных" в программу проектов оценивалась в 260 миллиардов рублей

"Причем это могут быть как проекты в Арктике, так и вне Арктики, но для Арктики (техника и технологии для арктических нужд, кадровое и научное обеспечение), а также проекты, для которых Арктика формирует грузопоток или, наоборот, выступает транспортным коридором", — пояснил "Российской газете" Александр Цыбульский. По его словам, при создании инфраструктуры под конкретный проект будут учитываться потребности всех "интересантов", работающих в опорной зоне.

Это не является чем-то абсолютно новым, еще в советское время рядом друг с другом создавались взаимосвязанные производства, и за счет использования общей инфраструктуры, энергетических мощностей, кадровой базы и так далее достигался синергетический эффект. Называлось это территориально-производственным комплексом.

В современной России по этому же принципу был запущен ряд крупных проектов, например, "Урал Промышленный — Урал Полярный", комплексное развитие Нижнего Приангарья и Южной Якутии. "Но зачастую амбициозные планы откладывались на неопределенный срок из-за отказа ключевых участников от своих обязательств, — говорит Александр Цыбульский. — При этом получается, что добросовестная сторона, а это, как правило, государство, просто теряет уже сделанные вложения".

Поэтому он предлагает вводить "безотзывные обязательства" для участников проектов в опорных зонах — должна быть установлена ответственность и государства и бизнеса за отказ от заявленных инвестиций.

Всего, по итогам "ревизии", проведенной минэкономразвития вместе с другими ведомствами, региональными властями и крупными компаниями, было выбрано около 150 реализуемых или запланированных приоритетных проектов общей стоимостью почти 5 триллионов рублей. Из них около 4 триллионов приходится на частные инвестиции, оставшийся триллион — на федеральный и региональные бюджеты. Две трети проектов в Арктике связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых, включая геологоразведку и шельфовые проекты.

На севере Урала, Сибири и Дальнего Востока опорные зоны будут строиться вокруг минерально-сырьевых центров (МСЦ). В Якутии это оловорудный МСЦ "Усть-Яна", добыча алмазов и нефтяные месторождения на Западно-Анабарском лицензионном участке. На Ямале крупнейшими МСЦ являются месторождения проекта "Ямал СПГ", Новопортовское нефтегазовое и Бованенковское газовое месторождения, там же ближе к 2030 году планируется разработка еще ряда нефтегазовых центров. Таймыро-Туруханская опорная зона включает Норильский промышленный район, Ванкорский нефтедобывающий кластер, Таймырский центр угледобычи и перспективные МСЦ нефтегазодобычи — Усть-Енисейский, Хатангский и Авамский.

5 триллионов рублей стоят 150 приоритетных проектов в российской Арктике

Все эти планы и подходы невозможны без развития транспорта на Севере. Например, для добычи на Ямале нужен железнодорожный коридор "Обская — Сабетта" с выходом на трассы Севморпути, а приступить к разработке перспективных месторождений в Якутии можно будет только после развития речного судоходства. Там реки, по существу, являются единственными транспортными артериями, но чтобы их использовать, потребуются дноуглубительные работы, воссоздание портовой инфраструктуры, восстановление речного флота и так далее.

Кроме того, в госпрограмме будет уделено место вопросам экологии и развития коренных малочисленных народов Севера, подчеркнул Александр Цыбульский.

Источник

Источник