Россияне назвали его «Кристоф де Маржери»: написанное кириллицей и латиницей имя бывшего президента Total, который погиб в октябре 2014 года в авиакатастрофе в Москве, теперь красуется на борту танкера-ледокола в бельгийском порту Зебрюгге. Последняя дань памяти неизменному «другу» России, который защищал ее даже после введения западных санкций в ответ на аннексию Крыма.
У французской компании имеются огромные интересы в России, прежде всего в газовой сфере. И прибытие в Европу судна компании «Совкомфлот» с верфей южнокорейской Daewoo 20 января стало знаком того, что начатый еще Кристофом де Маржери ключевой проект Total не стоит на месте: речь идет о добыче и сжижении газа (16,5 миллионов тонн в год) в одном из самых негостеприимных регионов планеты. Стройка небывалых масштабов и сложности обойдется в 27 миллиардов долларов (из-за санкций финансирование идет в евро) «Новатэку» (50,1%), Total (20%), China National Petroleum Company (20 %) и фонду Silk Road Fund (9,9 %).
«Кристоф де Маржери» пройдет проверку перед первыми испытаниями на замерзшем море и отправкой на терминал СПГ на Ямал. Компания «Ямал СПГ», которая занимается эксплуатацией этих огромных резервов, намеревается начать поставки в конце 2017 года. Когда темп добычи выйдет на ожидаемый уровень в 2021 году, потребуется 15 танкеров-ледоколов подобного типа (299 метров в длину и 50 метров в ширину) для обслуживания поставок. Эти чудища стоимостью в 300 миллионов долларов могут идти по промерзшему на 1,5 метра морю при температуре в —50 °C и перевозить 170 тысяч кубометров СПГ (-160 °C).
Переориентация на Азию
Для обеспечения рентабельности такого проекта, особенно в период, когда цены на СПГ достаточно низки и могут остаться таковыми еще несколько лет из-за перепроизводства (Австралия, Катар, США…) поставки необходимо вести 365 дней в году, хотя морские пути скованы льдом на протяжение шести-девяти месяцев. «Благодаря низкой себестоимости добычи „Ямал СПГ" является конкурентоспособным проектом. И именно поэтому он может противостоять ценовой волатильности», — отметил летом президент Total Патрик Пуянне (Patrick Pouyanné) в интервью газете «Коммерсант».
Практически весь газ «Ямал СПГ» продан заранее по долгосрочным контрактам (на 25 лет) крупным клиентам в Азии и Европе. Перспективы американского рынка испарились несколько лет назад с активизацией добычи сланцевого газа в США. Кроме того, в 2012 году энергетическая революция привела к переносу на неопределенный срок проекта разработки гигантского Штокмановского месторождения, в рамках которого партнером Total выступал Газпром.
Президент России Владимир Путин уделяет большое внимание этим проектам, в том числе потому, что они позволяют сдвинуть торговый баланс в сторону Азии и прежде всего Китая. Китайский лидер Си Цзиньпин рассматривает их как часть «нового шелкового пути». Неслучайно, что направленный на развитие торгового коридора между Поднебесной и Европой фонд выделил средства и на «Ямал СПГ».
В то же время партнеры и промоутеры проекта «Ямал СПГ» предпочитают не распространяться о его другой, менее привлекательной стороне: ему способствует потепление климата. Утончение ледяного покрова позволяет судам пройти по Северному морскому пути и быстрее добраться до рынков Китая, Японии и Кореи. Летом на доставку груза у «Кристофа де Маржери» и других кораблей уйдет всего две недели. Зимой этот срок удваивается: им нужно добраться до Зебрюгге, чтобы перегрузить газ на обычные танкеры, которые затем пойдут через Суэцкий канал.
Полярный кодекс вступает в силу
Защитники окружающей среды уже не первый год указывают на абсурдность ситуации: потребление оказывает серьезное воздействие на потепление климата, которое в свою очередь облегчает транспортировку из северных регионов и… способствует потреблению! Патрик Пуянне возражает, что газ представляет собой значительный шаг вперед в производстве электроэнергии, так как ведет к заметно меньшим выбросам CO2, чем уголь.
По крайней мере, защитники окружающей среды могут порадоваться вступлению в силу с 1 января 2017 года Полярного кодекса Международной морской организации. В этом документе приводятся все нормы ответственного морского транспорта (безопасность моряков, защита окружающей среды…) в Арктике и Антарктике с их крайне неустойчивыми экосистемами. Как бы то ни было, он не охватывает всех рисков, чем недовольны экологи.
Причем политическая обстановка тоже не придает им уверенности. У них не было ни капли доверия к Владимиру Путину, а теперь появился и новый источник беспокойства: экологическая политика нового президента США Дональда Трампа, который говорит о намерении перечеркнуть все достигнутое при Бараке Обаме.