05.02.2017

«На треть территории Якутии мы никого не пускаем, даже если там есть полезные ископаемые»

Якутия — самый богатый полезными ископаемыми регион России. На территории, сравнимой с площадью Индии, живёт менее 1 млн человек. И хотя республика является главным поставщиком углеводородов в страны АТР, она зависима от привозного топлива. Экстремальных якутских морозов не выдерживает сталь, а в северных районах цены на электроэнергию достигают 300 рублей за кВт/ч. Глава Якутии Егор Борисов рассказал, из-за чего в арктических районах этой зимой возник дефицит топлива, почему нельзя закрывать больницы в малонаселённых районах и как сохранить природное наследие республики

«Люди хотят жить на Севере»

В начале 90-х государственная политика была установлена таким образом, что на севере надо всё сворачивать: закрывать производства, населённые пункты, вывозить людей. И конечно, это неправильно. Потому что испокон веков там живут люди. Это и коренные малочисленные народы Севера, и потомки людей, которые осваивали Арктику в начале XX века. Они хотят там жить и развиваться, и никуда не уезжают. Одна треть Северного морского пути, кратчайшей дороги между Европой и Азией, проходит по территории Якутии. Основные богатства страны, полезные ископаемые, сосредоточены в северных районах. Поэтому со стратегической точки зрения Арктика обречена на развитие.

«Северный завоз всегда сложно решался»

Зимой в Арктике солнце не появляется из-за горизонта. В минус 45−50 градусов техника просто ломается. Даже вовремя открыть автозимник для нас — очень большая проблема. В этом году было минус 30 градусов в январе. На Колыме перед Новым годом — плюс 10. Такого не было никогда! Каждый год мы открываем зимники в начале января. В этом году сугробы в два метра, лёд не промёрз — ни один трактор не пройдёт. Вы меня хоть расстреливайте, но я не могу изменить погоду. Представьте, вы живёте в Арктике, продукты не завезли, не говоря уже о бензине и угле. И никто не знает, когда они будут. Это страшно.

«Якутские учёные пытаются получить энергию из холода»

Тарифы на электроэнергию в северных и арктических районах Якутии достигают 300 рублей за киловатт-час. Поэтому мы используем возобновляемые источники энергии: солнце и ветер. У нас уже установлены 16 солнечных электростанций, которые позволяют экономить нефтепродукты. Во время визита президента в Японию мы договорились с компанией NEDO построить ветропарк в полярном посёлке Тикси. Японцы будут сопровождать проект с научной и технической точки зрения, поставлять оборудование. Эта работа уже началась. В средней полосе Якутии мы хотим установить газотурбинные станции по более экономичной японской технологии.

Конечно, альтернативную энергетику нужно использовать в комплексе с традиционными источниками. Мы не должны полностью переходить на солнечную энергетику, потому что это рискованно. Должна быть и дизельная генерация, и солнечная, и ветряная. В зависимости от погодных условий они могут заменять друг друга. Наши учёные пытаются получить энергию из холода. По факту, они уже представляют, как её добыть, и я думаю, в ближайшее время мы её получим.

«Катастрофа Ил-18 показала необходимость больниц в отдалённых районах Якутии»

В декабре в Тикси совершил аварийную посадку самолёт Ил-18 с 38 пассажирами на борту. Четыре человека впали в кому. Якутские врачи спасли этих людей. В пургу самолёты МЧС и Минобороны несколько дней пытались пробиться сюда, чтобы эвакуировать пострадавших, а наши врачи прооперировали всех в тот же день. Представьте, в условиях Тикси провести операцию на мозг. Они герои. Это больница Булунского района, которую в своё время Минздрав обязал закрыть, а мы её сохранили.

«В приватизации „Алросы“ нет необходимости»

На примере компании «Алроса» государство является эффективным собственником. С этой точки зрения нет необходимости в приватизации. В кризис 2009—2010 года компания упала на бок, и ни один частник не пришёл, а государство решило выкупить часть алмазов. В результате компания была спасена. В 2012 году поднимался вопрос о продаже 100% государственных акций «Алросы». Мы были против, и президент нашу позицию поддержал. В итоге государство и мы продали по 7%. Тогда мы достигли целей приватизации: обеспечили прозрачность и публичность и чётко узнали стоимость компании. В июле пакет 10,9% акций «Алросы» продали примерно за 52 млрд рублей. Мы предлагали не продавать. За счёт дивидендов мы могли бы за три года закрыть эти 50 млрд. Потом уже государство могло получить прибыль свыше 50 млрд рублей. Но на это не пошли, приняли другое решение. Я не вижу пока кого-нибудь из заинтересованных (в участии в будущей приватизации — DV). Пока мы довольны своими долями. После продажи (доли Росимущества — DV) Якутия не потеряет свою роль — наши позиции только усилятся.

«Якутия — второе место на Земле, где сохранилась первозданная природа»

На планете Земля осталось только два места с нетронутой природой — в бассейне Амазонки и на северо-востоке Азии на территории Якутии. Одна треть республики — 933 тысячи квадратных километров — уже признана особо охраняемой природной зоной. Мы никого туда просто не пускаем, даже если там есть полезные ископаемые. Я поставил задачу в Год экологии довести эту цифру до 1 млн квадратных километров.

Мы хотим включить два природных парка, «Ленские столбы» и «Новосибирские острова», в федеральную сеть национальных парков. «Ленские столбы» входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Их уникальность не только в красоте, но и в том, что с геологической точки зрения в них отражена вся история Земли. Прямо в открытом разрезе видно, что было в палеозойской и мезозойской эрах. На «Новосибирских островах» сохранились останки мамонтов. Их очень строго защищают люди, которые там живут. Для них это традиции, культура, они являются носителями идеи бережного отношения к природе. Они живут как дети природы и лишнего у неё не берут — только пропитание, промышленной охотой и рыболовством они не занимаются. К природе мы относимся очень ответственно. Помните, Владимир Владимирович Путин летал со стерхами? За пять лет мы увеличили их численность в Якутии в два раза. Мы вернули бизонов на историческую родину. Они вымерли в России, а мы привезли их из Канады, и в этому году выпустим около 200 бизонов в дикую природу.

«Денег на уборку металлолома в арктической зоне не хватает»

Военные и моряки оставили очень много мусора в северных и арктических районах Якутии — порядка 80 тысяч тонн. Якутия участвует в федеральной программе по очистке территорий. Прежде всего, речь идёт об очистке посёлка Тикси и Усть-Янского района. Конечно, средств мало. Мы стараемся привлекать студенческие отряды. Это обширная проблема, и она не может быть решена в ближайшее время. Загрязнение водоёмов нефтепродуктами — неактуальная проблема для республики. Единственное, этой весной «Иркутская нефтяная компания» допустила нефтеразлив в Сунтарском районе. Я поймал их за руку и сказал в течение месяца всё убрать. Они это выполнили. Совсем страшных аварий не было.

«Якутия — идеальное место для полёта в стратосферу»

Фёдор Конюхов собирается побить рекорд Индии и подняться в стратосферу на воздушном шаре. Мы поддерживаем этот проект, прежде всего, в организационном плане. Постараемся выступить спонсорами. Территорией установки рекорда должна стать Якутия. Для приземления нужна обширная чистая площадь, и север Якутии — идеальный вариант. Скорее всего, подъём состоится в конце сентября.

Источник

Источник