28.02.2017

Как совместить индустриализацию и традиционный уклад

Сегодня комитет по делам Севера и коренных малочисленных народов рассмотрел проект стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года.

Напомним, что накануне документ был представлен на заседании комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Докладчик — первый заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики края Михаил Бершадский, перечисляя основные идеи стратегии, назвал ее масштабным документом. Сегодняшнее обсуждение было посвящено профильной тематике комитета, развитию Северного макрорайона. Михаил Викторович подчеркнул, что освоение арктических территорий потребует гармонично совместить практически несовместимое — индустриальное развитие и сохранение традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов.

Суровый и привлекательный

Северный макрорайон — один из наиболее сложных и уникальных в крае. Он охватывает районы Крайнего Севера с суровыми природно-климатическими условиями. Экономика макрорайона до недавнего времени характеризовалась моноспециализацией в области цветной металлургии. С началом освоения Ванкорского нефтегазового месторождения все более возрастающую роль начала играть нефтегазовая отрасль. Макрорайон производит более 55% промышленной продукции региона и обеспечивает почти 20% поступлений в консолидированный бюджет края.

За последние два с половиной десятилетия, в том числе в результате планомерной реализации программ переселения, численность постоянного населения макрорайона сократилась почти на 40%. На сегодняшний день на территории макрорайона проживает 8,5% постоянного населения края (в 1990 году — около 13%). В то же время развитие добывающего сектора, осуществляемое преимущественно вахтовым методом, привело к росту в макрорайоне численности временного населения.

Большое количество и уникальность месторождений минерально-сырьевых ресурсов обусловливают устойчивый экономический интерес к макрорайону со стороны как российских, так и иностранных инвесторов.
Ключевые направления перспективного развития экономики макрорайона связаны, прежде всего, с реализацией инвестиционных проектов крупных нефтегазовых и металлургических компаний.

Большие перспективы

Развитию северных территорий мешает отсутствие транспортной инфраструктуры. Для того чтобы решить эту проблему, предусматривается:

  • развитие Северного морского пути (СМП) и сопряженной транспортной системы «Енисей-СМП»;
  • развитие арктических портов Диксона, Хатанги, а также строительство удаленного филиала порта Дудинка на мысе Таланау;
  • возрождение малой авиации путем реконструкции и технического перевооружения северных аэропортов, обновления парка региональных воздушных судов, восстановления в отдаленных северных поселках посадочных площадок, пригодных для приема легких самолетов;
  • строительство автомобильных дорог, связывающих юг Эвенкии с районами Нижнего Приангарья.

Для развития энергетической инфраструктуры, обеспечивающей потребности макрорайона в электрической и тепловой энергии, предусматривается строительство новых эффективных энергоисточников на местных энергоносителях, включая мини-ТЭЦ на местных углях и установки комбинированного производства тепла и электроэнергии на углеводородном топливе; создание генерирующих мощностей в местах добычи углеводородного сырья и строительство линий электропередачи до населенных пунктов.

В предстоящие годы произойдет трансформация активного экономического пространства макрорайона, основными точками роста которого наряду с традиционным Норильским промышленным районом станут также северная часть Туруханского района и западная часть Таймыра — в результате создания Северо-Западного центра нефтегазодобычи и развития транспортного коридора Енисей-СМП; юг Эвенкии — в результате создания Приангарского центра нефтегазодобычи; восточная часть Таймыра — в результате освоения месторождений Восточно-Таймырского нефтегазоносного блока, развития Северного морского пути и порта Хатанга.

Особые подходы

Спецификой Северного макрорайона является то, что на его территории проживают представители коренных малочисленных народов. В отношении этих жителей края продолжится реализация политики, направленной на поддержку и сохранение традиционного образа жизни и традиционных видов хозяйственной деятельности.

Предполагается улучшение демографической ситуации, совершенствование здравоохранения, повышение уровня образования и профессиональной подготовки, сохранение и изучение самобытного культурного наследия: языков, культуры, художественных промыслов и ремесел, национальных видов спорта.

Особенности проживания и традиционной хозяйственной деятельности представителей малочисленных народов, особенно ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, требуют применения особых подходов к оказанию им государственных услуг и мер поддержки. К примеру, будут развиваться дистанционные и мобильные методы обучения детей.

Не все учтено

Обсуждение стратегии председатель комитета Анатолий Амосов начал с напоминания о принятом в 2015 году законе «О стратегическом планировании в Красноярском крае». Обращаясь к Михаилу Бершадскому, Анатолий Егорович уточнил: «Там есть один раздел — его включили не зря, когда говорили об особом статусе двух северных территорий. В этом законе прописано, что при подготовке стратегии создаются обособленные разделы стратегических направлений социально-экономического развития территориальных единиц с особым статусом. Это проект стратегии не выделяет Таймыр и Эвенкию, как того требует закон края». Михаил Викторович пообещал учесть это замечание.

Депутат Николай Фокин посетовал, что ничего нового, кроме термина «северный широтный пояс», он в документе не нашел. Михаил Бершадский пояснил, что это нормальное явление: в стратегии изложены цели и задачи, которые и так многим известны.

Заместитель председателя Законодательного Собрания Алексей Кулеш, пришедший на обсуждение важного вопроса, поделился своим мнением: «Мы вчера на заседании комитета по строительству и ЖКХ говорили о том, что после утверждения стратегии появятся документы второго уровня — государственные программы, планы мероприятий. Считаю, что вопросы коллег связаны с тем, что в стратегии все изложено достаточно крупными мазками, а в госпрограммах появятся конкретные суммы. Но мне кажется, что между ними нужен какой-то промежуточный документ, я бы назвал его концепцией, например, по развитию северных территорий, по переселению». Алексей Викторович попросил внести его предложение в решение комитета.

Павла Семизорова насторожила формулировка предисловия к разделу о Северном макрорайоне: «Особая территориальная политика в отношении развития северных районов края в предстоящие годы будет направлена, с одной стороны, на сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, развитие национальных поселков и опорных, ключевых для развития Арктики населенных пунктов, с другой стороны — на сокращение экономически избыточного некоренного населения путем переселения в территории с благоприятными климатическими условиями с использованием различных источников, включая частные, и механизмов финансирования».

«У меня такое ощущение, — заметил депутат, — что политика на Севере не нацелена на улучшение жизни. Написано, что часть населения, не задействованная в производстве и не относящаяся к коренным народам, будет выселена оттуда. Есть важные моменты, которые мы в стратегии не видим, — доступное жилье, доступные цены на продукты первой необходимости, услуги и топливо, транспортные перевозки. Здесь не видно желания улучшить сегодняшнюю ситуацию». Депутат также обратил внимание на проблемы ветхого жилья и малоэтажного строительства в северных территориях.

Председатель комитета Анатолий Амосов предложил все рекомендации и предложения депутатов включить в решение комитета, чтобы они были учтены при доработке концепции.

Источник

Источник