28.03.2017

Путешественники смотрят в сторону полюса

Российская Арктика — невероятная территория, которую только предстоит открыть большинству путешественников. Туристический потенциал у нее огромный, причем, как говорят эксперты, помимо активного отдыха это еще и экологический, познавательный, рекреационный туризм.

По данным Momondo, спрос среди самостоятельных путешественников из России на авиабилеты в некоторые крупные города, находящиеся в Арктической зоне, постепенно растет. Больше чем наполовину увеличился интерес россиян к Салехарду (плюс 53 процента), Мурманску (+36) и Архангельску (+22), Норильску и Певеку (+14). "Как правило, туда едет группа 7-10 человек, преимущественно мужчин от 35 до 55 лет на 7-9 дней, — рассказывает Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting. — В сопровождении гида перемещаются по региону, посещая местные достопримечательности, уникальные природные объекты, дегустируя блюда национальной кухни малых народов. В зимнее время центром притяжения становится полюс холода — село Оймякон в Якутии, зарегистрированная температура там достигала минус 77,8 градуса. Получить медальку за посещение такого места стремится множество туристов. Только в 2017 году в Оймяконе побывало более тысячи человек".

Путешественники по Арктике, Петр и Наталья Богородские знают если не все, то очень многое об этом прекрасном крае. По их мнению, популярней всего те места, до которых можно добраться на личном транспорте — это почти все побережье Белого моря, частично Баренцева (Карелия, Архангельская и Мурманская области).

"Не так популярны регионы, в которые можно попасть только на авиатранспорте, по зимникам или водным путем. Дело в деньгах. Если бы было возможно попасть на Таймыр за те же деньги, что и в Мурманск, он был бы популярен даже больше. У иностранцев, интересующихся русской Арктикой, с деньгами, как правило, нет проблем, поэтому они предпочитают туры в труднодоступные места — на Северный полюс или Землю Франца-Иосифа, остров Врангеля и т.п. на ледоколах или на вертолетах, — рассказывают эксперты. — Что там делают туристы? В основном фотографируют северное сияние, белых медведей и айсберги. Если это организованный тур, то людей привозят на место, показывают достопримечательности, они все фотографируют, после чего туристов увозят".

В турах на ледоколах основную часть путешествия занимает дорога до места. Из двух недель на островах Северного Ледовитого океана или Северном полюсе туристы пробудут максимум сутки, а остальное время будут любоваться океаном с борта ледокола и развлекаться лекциями, фильмами и пр. Путешествие на вертолете выглядит примерно так же, хотя дорога занимает меньше времени. Если тур охотничий или рыбачий, то людей "забрасывают" на базы, где они несколько дней под руководством гидов рыбачат и охотятся, проживая в комфортных домиках.

"Спрос на Арктику постоянно меняется. Да, за пять лет многое изменилось. Стал развиваться туризм на Ямале и в Ненецком АО, появилось много новых принимающих туркомпаний в Мурманской области, стали популярны туры на плато Путорана. Пять лет назад о них почти никто не слышал. После выхода фильма "Территория" регион стал гораздо известнее. Спрос на Арктику сильно зависит от моды, освещения в СМИ какого-либо события, выхода тематических фильмов, а главное — от наличия конкретных понятных туров и цены на них. Нет понятного предложения, ориентированного на потенциального клиента — нет спроса", — говорит Алексей Юдин, гендиректор компании "Адвенче".

Александр Сизинцев, гендиректор Biletix, приезжал в Салехард на День оленевода в апреле 2015 года. Он считает, что поездка была насыщенной, интересной и экзотичной. Среди развлечений: катание на оленьих упряжках, на снегоходах, демонстрация народных ремесел, ярмарки с местными продуктами.

Арктика вряд ли может стать направлением массового туризма, и существующая инфраструктура оптимальна для сегодняшнего турпотока

"Я думаю, что развитию туризма в Арктике может препятствовать не качество, а недостаточность туристической инфраструктуры: вряд ли город сможет принять тысячи туристов. Помимо этого цены на перелет да и просто на продукты в регионе высоки, так как все продукты привозятся "воздухом" из центральных районов. Помимо Дня оленевода, насколько мне известно, больше нет крупных мероприятий, которые могли бы привлечь туристов. Но нужно понимать, вряд ли Арктика в принципе может стать направлением массового туризма, возможно, существующая инфраструктура оптимальна для имеющегося на сегодня турпотока", — говорит эксперт.

Константин Самохин, начальник отдела туркомпании "СОДИС" не заметил за последние годы какого-то качественного рывка в деле развития туризма в регионе. Туризм в Арктике критически зависит от инфраструктуры, если за это время там что-нибудь новое и появилось, то лишь для военных целей.

"Мы делаем индивидуальные экспедиции буквально в дебри, когда туристы оказываются на расстоянии сотен километров от ближайшего населенного пункта. В прошлом году наши клиенты кочевали с оленеводами на Корякском нагорье, это граница Чукотки и Камчатки. Каждый год охотники с нашей помощью ездят в Заполярье на охоту на гусей. Но все это штучные, разовые поездки, из-за своей цены недоступные абсолютному большинству людей. Мне кажется, нужно снимать розовые очки и смотреть туда, куда относительно просто и недорого можно добраться. Это, конечно, прежде всего Мурманская и Архангельская области. Ну и еще — у нас холодная страна. В свой короткий летний отпуск люди, как правило, стремятся погреться у теплого моря", — говорит Самохин.

Сегодня все понимают, что Арктика обладает огромными возможностями для активного отдыха, экстремального и познавательного туризма, которые при правильном подходе могут стать перспективной отраслью для северных регионов России, что нужно охранять местные традиции, популяризировать их. Но делать это нужно очень деликатно.

"Слишком активный туризм, или плохо организованный, или не учитывающий особенности того или иного этнического сообщества — путь к ускоренной утрате уникальных национальных традиций, разрушению их самобытности. Исключительная деликатность темы, мировая практика и низкий уровень туристической культуры в России заставляет полагать, что пока мы не готовы к осуществлению этнографического туризма, безопасного для северных народов", — считает Алексей Зименко, гендиректор Центра охраны дикой природы (ЦОДП).

Источник

Источник