Россия отправила Японии свои предложения по совместным проектам на Южных Курилах. Сами японцы заявляли, что готовы развивать на островах рыболовство, туризм и здравоохранение.
Между тем пример совместной деятельности — России и Норвегии, при суверенитете последний — уже есть на Шпицбергене. "Российская газета" решила выяснить, как это все там работает.
Юридический статус архипелага определяется Договором о Шпицбергене 1920 года, который является одним из старейших действующих международно-правовых документов. Он установил суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом предоставил его участникам равные права на разработку естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод. Сегодня участниками Договора являются более 50 государств, но реальное экономическое присутствие на Шпицбергене осуществляют только Норвегия и Россия. Причина в том, что именно Россия (СССР) еще в прошлом веке обозначила свое присутствие, выкупив несколько участков площадью в 251 квадратный километр. На них располагаются действующий рудник "Баренцбург" и законсервированные рудники "Пирамида" с одноименным поселком и "Грумант" с поселком Колсбей. Также Россия владеет таким участком как Тундра Богемана, расположенной на границе одной из особо охраняемых природных территорий. Здесь два официальных языка — норвежский и русский, и для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.
Российские компании, работающие на Шпицбергене, могут платить сборы дома, избегая двойного налогообложения
Все компании и юридические лица должны подчиняться норвежским правилам и администрации, как и в самой Норвегии, заявила в ответ на запрос "РГ" представитель губернатора архипелага Шпицберген (Свальбард) Терье Карлсен. По ее словам, российские компании в целом так и действуют. "Одни работают в сотрудничестве с норвежскими, а другие ведут деятельность самостоятельно", — пояснила она. При этом налоги должны уплачиваться в соответствии с норвежскими налоговыми правилами. Сюда входит и налог с доходов. Впрочем, российские компании могут платить налоги в России, избегая двойного налогообложения. Интересный момент: все налоговые сборы, будь то норвежские или иностранные, остаются на архипелаге и вкладываются в его развитие.
Как пояснили "РГ" в пресс-службе Госкомиссии РФ по Арктике, вся основная деятельность ведется здесь сегодня на очень ограниченном пространстве. По сути, в пяти поселках, три из которых — норвежские, два — российские. Развивается четыре вида деятельности: добыча угля, туризм, научные исследования, природоохрана. С нашей стороны деятельность ведет трест "Арктикуголь", но добыча угля убыточна для обеих стран.
Если же говорить о рыболовстве, то здесь вопрос упирается в то, что Шпицберген — особо охраняемая природная территория, более 80 процентов которой — заповедники или заказники.
Выручка от добычи угля за прошлый год составила 120 миллионов рублей. При этом, как поясняют эксперты, ни о добыче других полезных ископаемых, кроме угля, ни о развитии рыболовства и рыбопереработки в данное время речи не идет, хотя эти вопросы периодически и обсуждаются.
Сами норвежцы с гордостью отмечают рост туристической отрасли. Например, в прошлом году Лонгйир — административный центр архипелага — посетило 65 тысяч туристов, отметила Терье Карлсен. Что на 20 тысяч больше, чем всего два года назад. "Большая часть прибыла из Норвегии, а также Швеции и Германии, других стран, включая Россию", — говорит она. Однако ответ на вопрос, какой доход приносит туризм, норвежская сторона опускает.
120 миллионов рублей составила выручка России от добычи угля на Шпицбергене
Зато российская сторона своих доходов не скрывает. Как отметил руководитель Центра арктического туризма "Грумант" Тимофей Рогожин, в прошлом году выручка от туризма впервые превысила доходы от добычи угля — 140 миллионов рублей, тогда как угля добыли на 120 миллионов. И это при том, что Центр был создан в 2015 году, тогда как норвежцы работают в этом направлении с 80-х годов.
Несмотря на кажущуюся идиллию, проблемы есть, причем довольно острые. "Норвегия последовательно прилагает усилия для трактовки положений Договора о Шпицбергене исключительно в свою пользу, нередко искажая его смысл, — считает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Кира Сазонова. — В частности, хотя граждане стран — участниц Договора могут свободно посещать архипелаг, после введения антироссийских санкций Евросоюзом в 2014 году норвежская сторона пыталась опротестовать визиты российских чиновников на Шпицберген, и неоднократно задерживала российские рыболовные суда". Кроме того, желание Норвегии установить 200-мильную рыбоохранную зону также противоречит положениям Договора.