Выездное мероприятие комитета, посвященное законодательному обеспечению развития российской газовой отрасли, состоялось непосредственно в регионе, где с работой отрасли можно познакомиться вживую. Депутаты посетили Бованенковское месторождение – крупнейшее на полуострове Ямал.
Разведанные и предварительно оцененные запасы газа здесь составляют 4,9 трлн куб. м. Проектный уровень добычи газа – 115 млрд куб. м в год. Всего на месторождении будет работать три газовых промысла. Два из них уже введены в эксплуатацию. В перспективе проектный уровень добычи газа на Бованенковском месторождении должен увеличиться до 140 млрд куб. м в год. Фактическая добыча на месторождении наращивается постепенно, исходя из потребностей рынка. Так, в 2012 году было извлечено 4,9 млрд куб. м газа, в 2013-м – 22,8, в 2014-м – 42,8, в 2015-м – 61,9, в 2016 году – 67,4 млрд куб. м.
Бованенковское месторождение – сердце Ямальского центра газодобычи, который в перспективе станет одним из основных для развития газовой отрасли России. На Ямале будет производиться до 360 млрд куб. м голубого топлива. Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений полуострова Ямал: 26,5 трлн куб. м газа, 1,6 млрд т газового конденсата, 300 млн т нефти. Всего на полуострове 32 месторождения, в том числе Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштернское, Северо-Тамбейское, Южно-Тамбейское, Новопортовское, Нурминское, Каменномысское и др.
Для вывода газа с полуострова Ямал идет развитие газотранспортной системы так называемого Северного коридора, которая должна будет доставить газ напрямую не только российским, но и европейским потребителям. Также газ региона ляжет в основу масштабных СПГ-проектов.
Об этом на круглом столе комитета рассказал первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Алексей Ситников. Он отметил, что основные вопросы, требующие законодательного обеспечения в связи с развитием газо- и нефтедобычи на Ямале, связаны с минимизацией экологического ущерба уникальной природе Арктики. По его мнению, было бы целесообразно принятие отдельного закона об Арктической зоне, который четко регламентировал бы хозяйственную деятельность в Арктике и на шельфе.
Задачи, стоящие перед отраслью
О ситуации в отрасли, стоящих перед ней задачах и существующих развилках в принятии решений о ее развитии говорил в своем выступлении председатель комитета по энергетике Павел Завальный. «Обладая самыми большими в мире запасами газа, Россия является ведущей газовой державой мира. Наша газовая отрасль с самого начала развивалась как единый технологический, организационный и экономический механизм – это ее отличительная черта», – подчеркнул он. По мнению Завального, ключевой вопрос, который стоит сегодня: смогут ли газовая промышленность и, шире, ТЭК по-прежнему играть роль локомотива развития и ключевой опоры российской экономики и что можно и нужно сделать, чтобы они справлялись с этой ролью, сохраняя и свое устойчивое развитие. «Для решения этих задач газовой отрасли нужна смена парадигмы развития в пользу более динамичного развития внутреннего рынка, расширения применения газа, глубокой его переработки. Такие планы есть и уже реализуются. Но, на мой взгляд, нужны более четкие и амбициозные цели, программы господдержки этих направлений. Они будут способствовать росту добавленной стоимости в отрасли, развитию смежных отраслей экономики и росту ВВП страны», – заявил Завальный.
Как считает глава комитета по энергетике Госдумы, проблемы газовой отрасли будут решаться следующим образом: освоение экономически доступных ресурсов в традиционных и новых районах и на континентальном шельфе России; расширение, модернизация и оптимизация мощностей ЕСГ с учетом необходимости создания новых экспортных маршрутов и дальнейшей газификации российских регионов; обеспечение глубокой переработки газа с месторождений со сложным компонентным составом, включающим ценные компоненты, в том числе гелий; диверсификация экспорта газа, в том числе на основе увеличения производства СПГ, и существенное увеличение поставок газа, в том числе СПГ, на рынок АТР; стимулирование спроса и эффективного потребления газа внутри страны, в том числе через газификацию и расширение производства газомоторного топлива.
Препятствия для решения задач российской газовой отрасли
Что может помешать реализации этих задач? Внешние вызовы достаточно четко описаны в проекте энергостратегии-2035. По словам Завального, к этим факторам относятся в числе других: повышение конкуренции на мировых рынках как с другими видами энергоресурсов, так и с другими странами и производителями; низкие цены на углеводороды; замедление роста спроса на газ на традиционно приоритетном европейском рынке; внешнее политическое давление; внешние политически обусловленные инвестиционные и технологические ограничения при росте затрат и усложнении технологий, необходимых для реализации проектов. Наши собственные слабые отраслевые места, к которым, по его мнению, относятся: недостаточная эффективность работы, как следствие – нехватка собственных технологий и инвестиций; высокие операционные затраты; низкая эффективность использования газа внутри страны. Плюс не вполне соответствующие современному рыночному этапу развития отрасли институциональные и правовые основы ее функционирования.
Ключевой вопрос, которым задаются сейчас и специалисты самой отрасли, и эксперты, и экономисты: смогут ли газовая промышленность и – шире – ТЭК по-прежнему играть роль локомотива развития и ключевой опоры российской экономики и что можно и нужно сделать, чтобы они справлялись с этой ролью, сохраняя и свое устойчивое развитие? Ответы на эти вопросы должна дать Энергетическая стратегия России до 2035 года, однако за прошедший год работа над ней так и не была завершена, документ до сих пор не утвержден. Отсутствие официально сформулированных стратегических целей, безусловно, несколько тормозит развитие нефтегазовой отрасли. При этом очевидно, что отсутствие документа свидетельствует об отсутствии как отраслевого консенсуса, так и консенсуса между отраслью и государством по вопросам стратегии ее развития и ее будущей роли в экономике страны.
Состояние внутреннего рынка газа
Как сообщил директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа Министерства энергетики РФ Александр Гладков, именно внутренний рынок газа наряду с рынком Азиатско-Тихоокеанского региона рассматривается в качестве приоритетного направления увеличения поставок в проекте Энергетической стратегии России до 2035 года, который должен быть утвержден правительством РФ в ближайшее время. Вслед за ней появится и еще один важнейший отраслевой документ – Генеральная схема развития газовой отрасли, включая Концепцию внутреннего рынка газа. Скорейшее появление этих документов необходимо в том числе и в связи с развитием единого рынка газа стран ЕАЭС.
Сегодня внутренний рынок газа растет довольно слабо. Увеличение спроса должна дать газификация регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в рамках реализации Восточной газовой программы. В связи с этим Министерство энергетики заинтересовано в скорейшем принятии законопроектов, направленных на упрощение технического присоединения потребителей газа и повышение дисциплины платежей за газ. Также законодательного урегулирования требует ряд проблем, возникающих в связи с освоением континентального шельфа, в частности, по вопросам обеспечения реализации суверенных прав Российской Федерации на континентальном шельфе, оборота искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на шельфе, ввоза отходов на территорию страны с искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе России.
Директор департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды РФ Алексей Орел рассказал о главных вызовах, стоящих перед геологической отраслью в части изучения и разведки запасов энергоресурсов. Во-первых, это общее ухудшение состояния разрабатываемой минерально-сырьевой базы и сокращение поискового задела и, во-вторых, определенная переобеспеченность ведущих недропользователей запасами сырья. При этом все эти сложности касаются газовой отрасли в значительно меньшей степени, чем нефтяной. Не стоит забывать при этом, что в плане геологоразведки нефтяная и газовая отрасли тесно переплетаются.
Исполняющий обязанности заместителя директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных проектов и энергоэффективности Минэкономразвития России Павел Шумов обозначил основные тенденции развития газовой отрасли с точки зрения Минэкономразвития. Это стабилизация темпов роста спроса на газ, снижение газоемкости производств и расширение секторов газохимии и газомоторного топлива, а также дальнейшее развитие конкуренции в отрасли даже в условиях ограниченного спроса на газ в России. Необходима адаптация институциональных условий работы отрасли к реально существующему сегодня рынку, совершенствование подходов к ценообразованию, правилам доступа к ЕСГ, развитие биржевой торговли газом.
Развернутый доклад о развитии газовой отрасли представил заместитель начальника департамента ПАО «Газпром» Василий Петличенко. По прогнозам аналитиков компании, равно как и большинства отраслевых экспертных институтов, в среднесрочной перспективе природный газ наиболее востребованный в мире из первичных энергоресурсов. Мировые потребности в газе будут расти на 1,5% в год, и самым емким рынком будет Азия.
Добычные и инфраструктурные проекты, реализуемые «Газпромом», направлены на сохранение и усиление позиций России на мировых газовых рынках. «Северный поток – 2», «Турецкий поток», «Сила Сибири», развитие проектов СПГ экономически обоснованы и четко сориентированы на удовлетворение перспективного спроса на газ.
Природный газ является основой топливно-энергетического баланса России, поэтому при принятии государственных решений о развитии отрасли очень важен взвешенный подход к любым инициативам и изменениям. Необходимо осознание того факта, что доходы от газового экспорта уже не могут субсидировать поставки на внутренний рынок, выравнивание условий работы для всех участников внутреннего рынка газа, поэтапность в его развитии, повышение доходности внутреннего рынка газа не только для независимых производителей, но и для «Газпрома» – единственной компании, чьи оптовые внутренние цены на газ регулируются государством. Также Василий Петличенко подчеркнул важность сохранения вертикальной интеграции «Газпрома», которая позволяет компании гибко балансировать поставки и покрывать сезонную неравномерность спроса на газ в России, поддерживать и развивать единую газотранспортную систему, реализовывать крупные инвестиционные и социальные проекты.
Заместитель начальника управления департамента ПАО «НОВАТЭК» Сергей Мартыненко рассказал о проектах компании, реализуемых в Арктике. Комплексный план развития производства СПГ на полуострове Ямал и Гыдан, ответственным по которому выступает НОВАТЭК, предусматривает возможность производить до 33 млн т СПГ к 2025 году. Заводы СПГ на базе Южно-Тамбейского и Салмановского месторождений смогут обеспечить более 7% мирового производства СПГ. Пуск первой очереди завода Ямал-СПГ мощностью 5,5 млн т СПГ планируется в 2017 году, с последующим увеличением объемов производства до 16,5 млн т СПГ в год. Планируемый год ввода первой очереди завода Арктик СПГ 2 – 2023-й. Также НОВАТЭК создает Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в с. Белокаменка Мурманской области для обеспечения СПГ проектов российским оборудованием. Эффективность реализации проектов в Арктической зоне России непосредственно связана с необходимостью совершенствования нормативного обеспечения в сфере охраны окружающей среды, недропользования, строительства, налогообложения, вопросов гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Работа над ними ведется с участием специалистов НОВАТЭКа, «Газпрома», ЛУКОЙЛа и других крупнейших компаний на площадке Российского газового общества.
Требуемые законодательные инициативы
Заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике Николай Петрунин озвучил перечень проблем газовой отрасли, требующих законодательного урегулирования. В частности, крайне актуальной является проблема неплатежей за поставленный газ. Она является в том числе фактором, негативно влияющим на темпы газификации регионов Российской Федерации. На уровне нормативного обеспечения нужно решать и проблему самовольного подключения к газопроводам, приводящего к чрезвычайным ситуациям, угрожающим жизни и здоровью людей.
Законодательная поддержка необходима продвижению использования природного газа в качестве моторного топлива. Многие страны уже давно признали природный газ наиболее универсальным и доступным топливом, способным заменить традиционные продукты нефтепереработки. Главным преимуществом использования газового топлива является его экологичность. В России это направление важно не только для увеличения внутреннего спроса на газ, но и для решения экологических проблем, особенно в крупных городах.
Объективные проблемы отрасли
Газовая отрасль сталкивается с такими негативными факторами, как неразвитая инфраструктура по транспортировке, переработке и использованию газа. Существует неопределенность относительно объемов, сроков и условий поставок (предполагается в Китай), что сдерживает развитие газовой промышленности на востоке России. К проблемам отрасли относится высокая степень износа основных фондов, которая составляет около 64% (полностью изношенных – 36%) и имеет тенденцию к увеличению, если учесть, что в 2010 году эти показатели равнялись соответственно 58% и 30%. Коэффициент же обновления основных фондов в отрасли в последние годы находился на уровне 7–9% в год. Порядок цифр показывает, что этого абсолютно недостаточно. Негативно выглядит и проблема энергосбережения в отрасли. Удельный расход суммарных топливно-энергетических ресурсов на добычу газа за период 2000–2014 годов уменьшился более чем на 40%. Однако удельный расход электроэнергии увеличился при этом более чем в 2 раза.
Озабоченность участников круглого стола вызывает то обстоятельство, что, несмотря на рекордный рост объемов экспорта газа, наблюдается снижение его доходности примерно на 30 млрд долл. по итогам 2016 года. Это связано с тем, что цены на газ на внутреннем и внешнем рынках фактически достигли равнодоходности и уже не дают возможности дотировать внутренние поставки газа за счет зарубежных. Дело в том, что экспорто ориентированная модель, многие годы определявшая российский газовый бизнес, при которой компания-монополист, обладая исключительным правом на экспорт газа, обеспечивала поставки внутри страны по низким ценам, ушла в прошлое. Поэтому участники круглого стола потребовали пересмотра нынешних условий исключительной привилегированности «Газпрома». Сделанный анализ ситуации с независимыми производителями газа, которые не имеют доступа к трубопроводному транспорту и не считают справедливыми условия доступа к газохранилищам и единой системе газоснабжения (ЕСГ), но обладают определенными финансовыми льготами и не несут значительной финансовой нагрузки, связанной с социальными затратами (в отличие от «Газпрома»), показывает наличие региональной монополизации. Эти противоречия, говорится в резолюции, невозможно снять без изменения самого подхода к развитию внутреннего рынка газа.
Предложения, прозвучавшие на круглом столе комитета по энергетике в Надыме, войдут в рекомендации комитета в адрес правительства РФ, Государственной думы, органов исполнительной власти различных уровней.