Законопроект о запрете захоронения отходов в арктической зоне, внесенный в прошлом году на рассмотрение Госдумы ее депутатом, тюменцем Владимиром Сысоевым, профильный комитет не поддержал. Каким же образом обезвреживать миллионы тонн промышленных и бытовых отходов в Приполярье, где они представляют куда большую экологическую угрозу, нежели в средних широтах?
Проект "завернули" после консультаций с экспертами. Председатель комитета Ольга Тимофеева убеждена: запретом с проблемой не справиться. Вывоз отходов за тридевять земель означает чрезмерно высокую стоимость утилизации. Кто согласится платить? А значит, неизбежен рост числа несанкционированных свалок. Разумнее, используя безопасные для окружающей среды технологии, решать проблему на месте.
Это, конечно, тоже непросто и недешево — придется вложить сотни миллионов рублей. Когда на полуострове Ямал подрядчик приступил к закладке морского порта Сабетта, вопрос встал сверхостро. Специалисты спрогнозировали объем отходов, который мог образоваться за годы строительства: самых разнообразных, от химически безобидных до токсичных, — 53,5 тысячи тонн. Отсюда даже до Салехарда по прямой 570 километров, а до Большой земли куда дальше. До ввода в строй комплекса утилизации ничего иного не оставалось, кроме сбора мусора в герметичные контейнеры с последующей их транспортировкой на большие полигоны. Изначально в проекте пунктами доставки значились Екатеринбург и Тюмень.
В переходный период организация работ оказалась далека от идеала. Осенью 2014-го природоохранная прокуратура ЯНАО оштрафовала на 110 тысяч рублей одного из подрядчиков — тюменское предприятие. За складирование лома, емкостей из-под горючего, бытовых отбросов "на неприспособленной площадке в районе порта". Что касается мощностей для переработки, они, согласно проектной документации, представляют собой пять мусоросжигательных установок (в том числе для термического обезвреживания обезвоженных шламов) и два полигона. Гарантировано соответствие объектов международным экологическим стандартам. Вторсырье предписано отвозить на переработку. По словам капитана порта Юрия Луцыка, металлолом вывозят морем в Архангельск.
Залив мелководный. Для беспрепятственного прохода к причалам порта большегрузных судов в Обской губе с августа 2013-го прокладывают многокилометровый канал, углубляя дно до 15 метров. В свое время планировалось первый танкер со сжиженным природным газом (СПГ) отправить из Сабетты в первом квартале 2017-го. Не получилось. Завод по производству СПГ запустят, вероятно, к концу года, а дноуглубительные работы завершат до конца навигации. Кстати, против их проведения выступило большинство участников общественных слушаний, прошедших 28 февраля в Тазовском районе. Однако с учетом количества голосов "за", высказанных ранее кочевниками при опросах в тундре, "решение одобрено". Чего опасаются местные жители?
Извлеченный драгами донный ил Обской губы ныне если и относят к отходам, то условно. Его перемещение в акватории Карского моря разрешили федеральные законодатели. Но ила чрезвычайно много. Согласно прогнозным оценкам, в 2014-2017 годах объем добытой массы составит 68,6 миллиона кубометров (сопоставимо с общим объемом 25 пирамид Хеопса), и все это вновь отправляют в воду — только уже приблизительно в 30 километрах от порта, в достаточной близости к Гыданскому природному заповеднику. Он включает в себя северные оконечности нескольких полуостровов и группу островов на территории ЯНАО, Красноярского края. На месте захоронения ила планктон восстановится в короткие сроки, обещают эксперты, готовившие обоснование работ по прокладке судоходного канала. А вот естественного восстановления рыбных запасов ожидать не приходится. Это-то главным образом и тревожит коренных жителей Гыдана.
Оценки ущерба разные. К примеру, в 2013-м Росрыболовство подсчитало, что в ходе изменения русла ежегодная потеря белорыбицы составит около 850 тонн. Идут споры и о степени негативного влияния соленых вод на ихтиофауну. Раньше им не давала проходить с ветрами далеко на юг залива мощная песчаная отмель в северной части. Теперь они проникают в пресноводную зону по вырытому каналу. По мнению руководителя программы Всемирного фонда дикой природы Алексея Книжникова, осознать масштаб воздействия невозможно без проведения капитальных научных исследований.
Вместе с тем Книжников высказывает осторожный оптимизм касательно обращения с отходами в открытом море. Отдельные компании ТЭК согласились соблюдать жесткие стандарты технологической безопасности. Речь прежде всего идет о неукоснительном следовании правилу "нулевого сброса", не допускающему малейшего попадания в воды бурового шлама, прочих загрязняющих веществ. Ну а при добыче углеводородов на суше, на том же Ямале, шлам закачивают в специальные накопительные грунтовые емкости. Вечная мерзлота превращает жидкую массу в ледовый массив. Ему "предписано" века покоиться в глубинах. Лишь бы глобальная оттепель не добралась до таких захоронений.