При сохранении нынешних темпов таяния льдов к концу 30-х годов этого века Северный Ледовитый океан в летние месяцы будет почти свободен от ледового покрова. Пока экологи бьют тревогу, экономисты и судоходные компании определяют новые морские пути.
По информации американского Национального центра данных по исследованию снега и льда (NSIDC), ледовый покров в Арктике в апреле 2017 года составил 13,83 млн кв. км. Это самый низкий показатель за последние 38 лет (с момента начала спутниковых наблюдений). Заметнее всего ледовый покров сократился в Беринговом и Охотском морях. По оценкам НАСА, к 2013 году годовая убыль льда достигала 50,5 тыс. кв. км. Для сравнения в период с 1979 по 1996 год этот показатель составлял 21,5 тыс. кв. км в год.
Еще одно недавнее исследование опубликовано программой арктического мониторинга и оценки Арктического совета (международный форум, созданный в 1996 году для защиты природы северной полярной зоны). Исследование «Снег, вода, лед и вечная мерзлота в Арктике», в работе над которым приняли участие более 90 ученых, описывает последствия, которые несет Арктике изменение климата.
По данным авторов исследования, темпы потепления в Арктическом регионе в течение последних 50 лет в два раза выше, чем в остальных регионах мира. В последние годы было побито несколько температурных рекордов. Ускорившееся таяние льдов в Арктике не только влечет за собой повышение уровня моря, но и усиливает эффект глобального потепления: лед отражает солнечное излучение, а океан его поглощает.
«С каждым годом становится все более очевидным: та Арктика, которую мы знаем, сменяется другой — более теплой, влажной, с более изменчивым климатом»,— отмечают авторы доклада. Эти метаморфозы будут иметь серьезные последствия для людей, ресурсов и экосистемы всего мира. Один из главных выводов ученых — к концу 30-х годов нынешнего века Северный Ледовитый океан в летние месяцы будет практически свободен ото льда.
Но если одни эксперты называют исчезновение ледового покрова в Арктике экологической катастрофой, другие рассматривают это как появление новых возможностей.
Прежде всего для создания удобных и выгодных торговых путей, которые смогут пройти прямо через Северный полюс.
Сейчас морские пути из Европы в Азию через Северный Ледовитый океан практически не используются судоходными компаниями из-за сложности, извилистости и сезонных ограничений. За последний год по Северному морскому пути прошли только 19 судов. Однако по мере того, как лед будет отступать, арктические маршруты будут выпрямляться и, соответственно, становиться короче.
Ученые британского Редингского университета выяснили, как могут измениться торговые пути из-за глобального потепления. По их оценкам, суда из Европы в Азию смогут проходить через Северный морской путь и Северо-западный морской путь быстрее, чем по традиционным сейчас маршрутам через Суэцкий и Панамский каналы.
Путь из Европы в Азию через Суэцкий канал занимает 30 дней, а с восточного побережья Северной Америки до Азии через Панамский канал — 25 дней. Но уменьшение ледового покрова в Арктике позволит к 2030 году сократить срок доставки грузов между континентами до 18 и 21 дня соответственно.
Специалисты Копенгагенской бизнес-школы в прошлогоднем исследовании подсчитали разницу в длине маршрутов. Расстояние от портов Северной Европы до, например, Токио при движении через Суэцкий канал превышает 11 тыс. морских миль. А при проходе Северным морским путем — 6,905 тыс. морских миль. То есть разница достигает почти 39%.
Арктические морские пути тем более выгодны, что с каждым годом сезон судоходства там удлиняется. В 1979 году Баренцево море было свободно ото льда 194 дня. А 2007 году — уже 294. К 2050, считают в Редингском университете, Трансарктический морской путь (прямо через Северный полюс), по которому сейчас могут пройти только тяжелые ледоколы, будет открыт и для обычных судов. К концу столетия проход по этому пути будет занимать всего 17 дней.