Выйдешь из чума — снег кругом, метели по нескольку дней кряду, так что оленей в упряжке не видно, и до соседнего стойбища километров двести. Вот и вся "инфраструктура" в тундре. Проблему обучения детей оленеводов-кочевников еще до недавних пор решали не мудрствуя. По тундре летал вертолет, всех детей школьного возраста собирали, отправляли в интернат и возвращали домой только летом, на каникулы. Лет 50 назад, бывало, родители даже прятали ребятишек от чиновников и педагогов. Разлука с домом, близкими, да еще на такой большой срок, неминуемо оборачивалась для маленьких северян нешуточным стрессом. Но иного выбора не было — не оставлять же юных ямальцев без образования, не может же школа приехать в тундру.
Несколько лет назад на Ямале решили: а почему, собственно, нет. Тем более при нынешних технологических, информационных ресурсах. В регионе разработали и запустили проект "Кочевая школа", предполагающий обучение в местах, где проходят маршруты оленеводов.
Что значит кочевая? Территория Ямала огромна, условия кочевий, направления движения оленеводов разные, поэтому специалисты разработали 18 моделей обучения. Оговоримся сразу: в кочевые школы ходят дети с первого по четвертый класс. Тех, кто постарше, как и прежде, отправляют в интернат.
Дети оленеводов удалены от цивилизации, но важно, чтобы они видели что-то в своей жизни, кроме оленьего хвоста
А начальные школы открываются в тундре одна за другой. Есть, к примеру, полустационарное учебное заведение в деревне Лаборовая. Здесь учатся дети оленеводов, живущих на стойбищах вблизи поселения. Работает и в прямом смысле кочующая школа: в Ямальском районе педагог ездит вместе с оленеводческой бригадой с места на место на расстояние вплоть до тысячи километров.
Стационарная модель школы предполагает учебу в специально построенных чумах. При этом дети вместе с родителями находятся в тундре, а педагоги приезжают к ним на 2-3 недели, сменяя друг друга. Так получают начальное образование ученики из фактории Паюта.
— Благодаря кочевой школе родители детей из рыбацких семей на побережье Тазовской губы имеют возможность спокойно выезжать на промысел. Ребятишки, обитающие у подножия Уральских гор, дополнительно занимаются в летний период, наверстывая программу, потому что окончили учебу в апреле. Если ученик не может прийти в школу, школа идет вслед за учеником, — говорит директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Марина Кравец.
Как признают в департаменте образования, обучение в кочевой школе обходится бюджету дороже, чем в обычной, в интернате. Так, учителям за разъездной характер работы доплачивают 80 процентов к окладу. Для стационарных школ закупают дорогостоящее оборудование, вплоть до спутниковых раций. Да и классы в кочевых школах небольшие, иногда по 3-4 человека. В тундре не наберется, как в городе, 25 учеников на одного учителя. А это тоже дополнительные деньги. Но власти идут на такие расходы, понимая, как важно и учить детей, и не лишать их привычного круга.
— Для любого ребенка разрушение семейных связей — серьезная ломка, — отмечает доктор социологии Гарольд Зборовский. — Только представьте, ему исполнилось семь лет и его увезли за сотни километров. Нужно особое умение организовать процесс обучения таким образом, чтобы не терялся контакт с семьей.
Причем право выбора у родителей никто не отнимает: пожалуйста, отправляйте, как раньше, детей в интернат или выбирайте кочевую школу. Ямальские педагоги пришли к выводу: главное — не просто напичкать ребенка знаниями, необходимо вырастить гармоничную личность в условиях той природной среды, в которой представители уникальных этносов живут веками.
— Детям оленеводов нужно полноценное образование. Да, они удалены от центров цивилизации, но важно, чтобы они видели что-то в своей жизни, кроме оленьего хвоста, — считает демограф профессор Института экономики УрО РАН Борис Павлов, долгие годы изучавший социальную сферу Ямала.
К слову, о "Кочевой школе" как части государственного проекта "Дети Арктики" шла речь на Международном арктическом форуме в Архангельске. О кочевых школах на Ямале говорили с трибуны ООН. Не случайно ноу-хау северян заинтересовались в нескольких северных странах, включая Финляндию и Исландию, известные своим бережным отношением к коренным народам. В ближайшее время финны намерены приступить к изучению уникального опыта ямальцев.