Ульрик Вестман являлся председателем рабочей группы Арктического совета по устранению загрязнения Арктики (АКАП) в течение председательства США (2015-2017), и его полномочия в качестве председателя группы продлены на 2017-2019 гг. В данном интервью вы сможете ознакомиться с его размышлениями относительно работы АКАП за предыдущие два года, а также относительно многообещающего будущего рабочей группы, сообщает Секритариат арктического совета.
— Расскажите о самых ярких моментах первых двух лет Вашей работы в АКАП. Какими достижениями вы особенно гордитесь на данный момент?
Самое главное, мне было приятно работать со всеми коллегами, занимающимися проблемой сокращения загрязняющих веществ в Арктике. Я думаю, что нам удалось значительно повысить эффективность работы АКАП за счет сокращения количества экспертных групп, сопровождавшегося увеличением числа проектов, реализуемых по всей Арктике. Инструмент поддержки проектов в настоящее время функционирует и работает в полную силу, что является большим достижением, демонстрирующим подлинное многостороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды. Я горжусь многими из наших проектов, но из соображений экономии времени читателей я упомяну лишь несколько из них. Например, проект по использованию ветроэнергетической установки на территории сельскохозяйственного производственного кооператива «Тундра» (Мурманская область). В рамках этого проекта старые, неэффективные дизель-генераторы были заменены на новые комплексные ветродизельные установки. Это принесло общине социальные, экологические и экономические выгоды. Я также высоко ценю платформу для ситуационных исследований, связанных с черным углеродом, которая размещена на веб-странице АКАП. На платформе постоянно размещаются новые ситуационные исследования, чтобы обеспечить «единый центр данных» для широкого обмена информацией о деятельности по сокращению выбросов черного углерода в Арктике. Недавно был начат проект по оценке воздействия выбросов черного углерода на здоровье населения на уровне общин. Проект направлен на оценку местных источников выбросов черного углерода в нескольких деревнях Аляски, стран Северной Европы и России. В рамках проекта описываются риски для здоровья населения и исследуются варианты смягчения воздействия выбросов. Проект включает теоретическое исследование, мониторинг воздуха и подтверждение концепции демонстрационного проекта. И, конечно же, следует упомянуть расширение Циркумполярной сети локального наблюдения за окружающей средой (CLEO), которое продвигалось быстрыми темпами, и я с нетерпением жду дальнейшего развития событий в течение следующих двух лет.
— Что Вы больше всего предвкушаете на протяжении предстоящих двух лет председательства Финляндии?
Для улучшения экологических показателей и сокращения загрязняющих веществ в Арктике требуются терпение и настойчивость. Некоторые из наших проектов длятся уже более десяти лет, и я считаю, что нам потребуется еще несколько десятилетий, чтобы решить проблему загрязняющих веществ промышленного происхождения, уже присутствующих в Арктическом регионе. Главным приоритетом также является обеспечение того, чтобы текущая и будущая производственная деятельность не приводила к накоплению новых загрязняющих веществ в Арктике. К сожалению, это довольно сложная задача. Однако Финляндия ставит охрану окружающей среды, предотвращение загрязнения и адаптацию к изменению климата во главу угла своего председательства, что открывает новые перспективы для работы АКАП. Поиск общих решений – это именно то, что нам необходимо для реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Парижского соглашения и глобальных природоохранных конвенций. Я с нетерпением жду начала реализации всех проектов АКАП, которые сейчас находятся на стадии разработки, и я хочу воспользоваться этой возможностью и упомянуть некоторые из них. Один из примеров – это проект по сокращению выбросов черного углерода и метана от факельного сжигания попутного нефтяного газа в Арктической зоне Российской Федерации. Целью проекта является создание основы для конкретных мер по снижению уровня загрязнения в результате операций в районе Ямало-Ненецкого АО, Печерского моря и Ханты-Мансийского АО, а также совершенствование политики за счет более глубокого ознакомления с источниками выбросов, расходов на борьбу с загрязнением и технологий по осуществлению смягчающих мер. Я также рассчитываю начать проект по поэтапному отказу от фторированных парниковых газов и озоноразрушающих веществ на предприятиях по переработке рыбы и морепродуктов Мурманской области, проект по демонстрации экологически безопасного уничтожения устаревших пестицидов и проект по демонстрации обращения с ПХБ и уничтожения 250 тонн ПХБ в трансформаторах. И, надеюсь, в течение ближайших двух лет мы будем разрабатывать новые проекты по диоксинам, ртути и химическим веществам, вызывающим растущую обеспокоенность в Арктике.