Формирование северной группировки войск для организации обороны арктических территорий РФ началось в 2014 году. В ее состав вошли подводные и надводные силы, морская авиация и ПВО Северного флота.
На острове Врангеля, на Котельничем, на архипелаге Новая Земля, на Земле Франца-Иосифа появились новые российские военные гарнизоны, ремонтируются и модернизируются заброшенные в начале 1990 годов военные аэродромы в Воркуте, Тикси, Анадыре, а также на мысе Шмидта. Российские военные вернулись в Арктику после практически двух десятков лет безвременья, восстановив и модернизировав заброшенную арктическую инфраструктуру, которая была оставлена после развала Советского Союза.
Уже сформированы арктические группировки войск. Постоянные позиции российских военных в Арктике теперь на Новосибирских островах и на острове Врангеля, а также на мысе Шмидта и на Новой Земле.
Уникальная инфраструктура в виде специальных военных городков замкнутого цикла, позволяющих военным перемещаться между административными и хозяйственными постройками, не выходя на улицу, была построена в Заполярье с нуля.
Развитие боевой арктической группировки связано с обостряющимся вопросом о принадлежности ледяной территории, богатой нефтью и газом. На арктические территории претендует ряд крупных государств, включая США и Россию. Арктика может стать яблоком раздора между ведущими державами за энергетические углеводородные ресурсы, расположенные под тающими льдами. Россия уже сегодня заявляет о своих правах на значительную долю этих ресурсов и постоянно наращивает военное присутствие в этом регионе.
Поскольку присутствие России в Арктике за последние пять лет увеличилось, возник вопрос качественного технического обеспечения войск в условиях экстремальных климатических условий. Российская "оборонка" за короткие сроки создала внушительное число образцов военной техники, которые специально "заточены" для несения службы и выполнения боевых задач в арктических широтах.
Наши военные могут похвастать специально созданным "под Арктику" вертолетом Ми-8 АМТШ-ВА. Этот вертолет незаменим в условиях низких температур, суровой полярной ночи и больших расстояний между точками базирования. Машина имеет увеличенную дальность полета и может совершать длительные полеты над водной поверхностью, а благодаря новейшему бортовому оборудованию может ориентироваться в пространстве даже при отсутствии спутниковых сигналов, так как связь в арктических широтах неустойчивая.
Задача освоения Арктического региона — приоритетная для российского министерства обороны
Примечательно, что при производстве Ми-8АМТШ-ВА применялись "самолетные" технологии. Продольные элементы его конструкции сварные, тогда как на остальных вертолетах применяется клепка. Это решение тоже дань "арктической миссии", для которой и создавался этот вертолет. Сварные швы в отличие от клепки лучше ремонтируются в полевых условиях, что крайне важно, так как вертолет не всегда сможет вернуться на базу для ремонта из-за больших расстояний и сложных метеоусловий Крайнего Севера. Кроме того "арктический" вертолет получил и более мощную вспомогательную силовую установку, которая также обеспечивает ему автономность эксплуатации в отрыве от базового аэродрома.
К концу 2017 года военные получат пять единиц Ми-АМТШ-ВА. В Арктике машина займется поисково-спасательными работами в районе Северного морского пути, а также будет проводить воздушную разведку, обеспечивать целеуказание, а также займется транспортно-десантным и санитарным обеспечением действий арктической группировки войск.
Успешно несут службу в Заполярье и самолеты: на Новой Земле развернуты перехватчики МиГ-31БМ, а в конце прошлого года на службу в Заполярье заступил и полк новейших самолетов Су-30СМ, чьей задачей стала охрана Баренцева моря от самолетов неприятеля.
Арктическая наземная техника развивается такими же бурными темпами, как и авиационная: системы ПВО "Тор" и "Панцирь", предназначенные для прикрытия военных баз в Заполярье, уже демонстрировались на Параде 9 мая, а в феврале 2017-го для арктического спецназа проходили испытания снегоболотоходов "Трэкол".
Не исключено, что в ближайшие пару-тройку лет мы увидим в Арктике и тяжелую технику, вроде легендарной "Арматы". В России еще пару лет назад для нее начали выпускать специальную броню "44С-СВ-Ш", которая не теряет своих свойств и может эксплуатироваться при арктических температурах. Разработчикам удалось повысить твердость стали, сохранив ее пластические характеристики. Такое сочетание позволяет снизить толщину броневого листа на 15 процентов без ухудшения защитных характеристик. Новый материал планируется использовать и при модернизации техники, уже имеющейся в войсках. Новый сорт стали, по словам разработчиков, имеет высокие защитные характеристики благодаря мелкозернистой структуре, оптимизированному процессу легирования и особой термообработке. Задача новой брони — предохранение боевых модулей, оптоэлектронных приборов и внешней аппаратуры техники от пуль стрелкового оружия и снарядов автоматических пушек.
Учитывая, что Россия еще с советских времен имеет опыт в использовании танков в районах Заполярья, появление тяжелой бронетехники в Арктике не выглядит фантазией, тем более что задача освоения этого региона — приоритетная для российского министерства обороны и поставленная президентом. Необходимость в транспортировке грузов по Северному морскому пути, освоении шельфовых месторождений, обеспечении безопасного судоходства и потребность в надежной охране природных ресурсов и имеющейся российской инфраструктуры в Арктике ясно дает понять, что в ближайшее время количество арктической техники в войсках будет только расти.