Судам под иностранным флагом запретят перевозить грузы по Северному морскому пути на внутренних рейсах. Как сообщает 15 сентября корреспондент ИА REGNUM, соответствующий законопроект подготовил Минтранс РФ.
Решение будет касаться обязательного использования судов под российским флагом для перевозок при разработке арктических шельфовых месторождений. Министерство транспорта планирует заставить судовладельцев, работающих в Арктике, отказаться от флагов офшорных государств. Сделано это будет с помощью распространения на Севморпуть понятия каботажа — оно обозначает, что коммерческое судно ходит между двумя портами одного и того же государства.
Зависимость экономики России от импорта морских транспортных услуг давно беспокоит профессиональное сообщество. Во-первых, сейчас налоги и иные поступления от перевозок российских грузов под чужими флагами уходят в чужие бюджеты. Во-вторых, российские моряки теряют рабочие места и вынуждены искать работу на судах под иностранными флагами, где они зачастую остаются без правовой и социальной защиты.
«Во всех странах, занимающихся добычей и транспортировкой полезных ископаемых, правительства не допускают участия в такого рода работах ни иностранных судовладельцев, ни иностранных моряков в составе экипажей судов. Что мешает нам сделать подобное в России? — говорит председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков. — Приоритетное участие в перевозках добываемых полезных ископаемых должно быть за российскими судовладельцами и моряками».
По мнению экспертов, внесение нового законопроекта свидетельствует о том, что Минтранс занялся детальным развитием правовой базы, касающейся отечественного флота. Любое отличие национального законодательства от международного снижает конкурентоспособность российских судов, считает президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин. И это отражается в катастрофической разнице цифр: по данным Минтранса, в 2016 году объем перевалки всех российских портов составил 720 млн тонн, при этом судами под российским флагом перевезено порядка 12 млн тонн грузов, то есть доля российского флага составляет всего около 2%.
Для исправления ситуации дополнительных инвестиций не потребуется: вопрос заключается лишь в совершенствовании законодательства, устранении его избыточных функций и административных барьеров. Со вступлением законопроекта в силу иностранный судовладелец должен будет регистрировать свои суда в Российском международном реестре судов и работать под флагом России.
Министерство транспорта сообщает о проделанной большой работе по изучению иностранного опыта и выражает надежду, что снятие лишних препятствий для судовладельцев поможет ускорить процесс импортозамещения услуг в морском секторе.