Минэнерго РФ планирует к 2035 году добывать на шельфе порядка 80 млн тонн нефти при общем объеме нефтедобычи в стране в размере 550 млн тонн. Альтернативы "походу" российских нефтяников в Арктику — нет, считает академик Евгений Велихов. Стране предстоит осуществлять крупные и сложные арктические проекты.
– Вы стояли у истоков проведения Международной конференции по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ RAO/CIS Offshore. Как возникла идея проведения форума?
– Когда «Росшельф» выступил в 1993 году с инициативой проведения национальной конференции по шельфу, главной нашей идеей было размещение в России заказов на производство оборудования для морских проектов. Понятно, что это невозможно полностью выполнить без сотрудничества с зарубежными компаниями.
Успех освоения Приразломного месторождения показал, что «Севмаш» готов к выполнению сложных заказов для арктических проектов. Именно это направление нам нужно развивать.
Все начиналось еще до войны, мой отец строил «Севмаш». В начале 1990-х предприятие осталось без заказов, и мы в 1992 году отправили коллективное обращение Борису Ельцину. Необходимо было найти для крупнейшего в мире предприятия атомного судостроения другую эквивалентную по сложности крупномасштабную работу гражданского назначения помимо гособоронзаказа.
Идея состояла в объединении производителя оборудования и добывающей компании «Газпром», и мы создали «Росшельф», которому Ельцин своим указом передал в декабре 1992 года лицензии на Приразломное и Штокмановское месторождение. Освоение энергетических проектов на шельфе должно способствовать развитию российской промышленности. Весь вопрос состоит в том, кто получает заказ на производство оборудования. Если это российские предприятия, такие проекты должны быть реализованы.
– Вы всегда были сторонником освоения морских месторождений в России. Как Вы оцениваете современную ситуацию в этом сегменте?
– Главное, что нам удалось, – это запустить Приразломное. Сейчас платформа остановлена на плановую реконструкцию, которая продлится до 10 октября текущего года. На момент остановки из месторождения в Печорском море было извлечено 5,8 млн тонн арктической нефти. Проектная мощность Приразломного составляет 6,5 млн тонн в год. Пока остается неосвоенной половина запланированных к бурению скважин. На месторождении существует еще один горизонт с большим ресурсным потенциалом, к освоению которого компания-оператор пока не приступала. Что касается «Севмаша», его судостроительные мощности готовы к новым арктическим энергетическим проектам.
– В момент начала разработки Приразломного компания-оператор сообщала, что добыча на месторождении рентабельна при $100 за баррель. Как влияют на ситуацию низкие цены на сырьевых рынках?
– Мы когда-то делали ТЭО для Приразломного при $8 за баррель. Проект стал эффективным, удалось сделать экономику разработки месторождения положительной. Сейчас при правильной организации и $40-50 достаточно.
– «НиК»: Оправданно ли в современных условиях освоение арктических проектов?
– Бесполезно России конкурировать, например, в области производства микропроцессоров и чипов. Здесь у нас нет возможности завоевать значительную долю на рынке. Но в области арктических технологий, малой атомной генерации и создания оборудования для энергетических проектов Россия может сказать свое слово. Здесь мы можем быть лидерами, конкурировать на мировом уровне. Арктика – это наш опыт, это наша судьба, это наши возможности.
Как повлияют санкции на развитие арктических нефтегазовых проектов? Можно ли будет обойтись без международного сотрудничества при освоении Арктики?
– Сейчас есть внешнее давление на Россию, впрочем, как всегда. Оно нацелено на то, чтобы прикрыть нам рынки. Но есть и другая сторона: наши внутренние ура-патриоты, которые предлагают правительству различные проекты. Один из них состоит в том, чтобы треть ВВП страны вложить в развитие цифровой экономики. Но, по сути, это будет копирование американских достижений. Сейчас нам необходимо найти свои направления развития науки и промышленности, такие решения, которые будут востребованы на рынке.
Для того чтобы изменить ситуацию с утечкой мозгов и капиталов из России, нам нужно изменить внутренние тарифы на электроэнергию. Энергия в Российской Федерации должна быть дешевой, чтобы сделать рентабельным производство в стране. Дешевая энергия – единственный ключ к нормальному функционированию российской экономики. У нас, увы, наоборот – есть желание «ободрать» свою собственную экономику. Но так мы ее точно угробим, никакого государственного бюджета не хватит.
Платформа «Приразломная» – очевидное достижение нашей научной и технической мысли. Именно такие проекты нам и нужно развивать. У нас есть свои производственные мощности, свои конструкторские бюро, которые могут работать самостоятельно.
– Какой, по Вашему мнению, может быть оптимальная роль государства в этом направлении?
– Что касается стратегических проектов, в России выбор приоритетов должен оставаться у верховной власти. Нам нужно демонстрировать свою силу, и тогда никакие санкции не остановят бизнесменов, которые хотят с нами сотрудничать.
– По Вашему мнению, за какими технологиями будущее в энергетике?
Сейчас критический момент для новых решений в энергетике. В ядерной энергетике в долгосрочной перспективе мы будем развивать переход от плутониевого цикла к ториевому, замкнутый ядерный топливный цикл, малую атомную энергетику
Мы должны помнить о первопроходцах изучения нефтегазового потенциала Арктики. Идея богатого нефтью и газом арктического шельфа как научная идея появилась в 1970-х годах прошлого века. Инициаторами этой идеи были крупнейшие ученые страны академики Трофимук и Грамберг. В 1990-е годы, когда проблема освоения Арктики стала насущной, большую роль в выходе России на шельф сыграл выдающийся физик и ученый Евгений Велихов, блестящий практик и организатор новаторских и инновационных научных решений.
Наша страна всегда была пионером в деле разработки нефтегазовых месторождений в Арктике. В Петербурге в этом году пройдет тринадцатая по счету конференция RAO/CIS Offshore. Среди участников форума более 200 компаний, 20 зарубежных. Будет организовано обсуждение вопросов развития сырьевой базы, освоения месторождений, создания технологий для их разработки с учетом экологических требований, в том числе для арктических месторождений в зонах с многолетними льдами.
Россия сможет поддерживать текущую нефтедобычу с имеющимися разведанными запасами до середины XXI века. Далее стране потребуются новые открытия на шельфе Арктики. В 2030-2040-х годах необходимо провести активную геологоразведку акваторий северных морей, а также разработать новые технологии арктической нефтегазодобычи. Советский Союз шел к освоению Западной Сибири порядка 30 лет, но деньги, которые были вложены в разведку этих ресурсов, окупились за первые пять-шесть лет их разработки.