На Аляске отмечают 150-летие перехода под юрисдикцию США, бережно и ностальгически относятся к своему русскому прошлому. Там не ненавидят, а любят Россию, а заодно и уважают собственную историю, о которую в США стали вытирать ноги.
По всем США крушат памятники Христофору Колумбу, обвиняя итальянского мореплавателя в запуске геноцида коренного населения Америки. Идут под снос монументы участникам Гражданской войны (1861-1865) со стороны рабовладельческого Юга, которых еще недавно считали "американскими героями". Стремящиеся забить ногами "клячу истории" погромщики игнорируют призывы президента США Дональда Трампа остановиться и уважать свое прошлое. Жертвой этого нигилизма и левацко-либерального беспредела становится даже, казалось бы, святая святых – звездно-полосатый флаг США, которому заокеанские сторонники "современных ценностей" все чаще отказывают в уважении, психологически травмируя всех патриотически настроенных американцев…
А в это же самое время на Аляске, несмотря на переживаемую одновременно США эпидемию русофобии, всеобщего помешательства в отношении коварных и таких страшно опасных русских, люди облачаются в русские национальные одежды и военные мундиры, чтобы ностальгически отметить 150-ю годовщину официальной передачи русских владений в Северной Америке под юрисдикцию США. Какой разительный контраст!
В косоворотках, кокошниках и русском мундире
Старт отмечания круглой даты был дан службой в заложенном в 1844 году православном соборе Михаила Архангела в городе Ситка (бывшем Ново-Архангельске), некогда столице Русской Америки. Затем прошел военный парад. В программу мемориальных мероприятий входила реконструкция состоявшегося 150 лет назад спуска флага Российско-американской компании и подъем флага США в Форт-Ситке. Часть участников церемонии облачилась в русскую военную форму ХIХ века. Приглашены были и местные индейцы, немало из которых до сих пор православные и даже худо-бедно говорят по-русски. Русские их всегда считали людьми, пусть и не похожими кое в чем на себя, уважали их человеческое достоинство, расходуя значительную часть прибылей действовавшей в Русской Америке коммерческой компании на благотворительные нужды, миссионерскую деятельность. А еще в Ситке состоялся костюмированный бал. Многие из его участников прибыли на мероприятие в русской национальной одежде. Мужчины — в косоворотках, женщины — в кокошниках.
И это все происходит в сегодняшней Америке, пораженной острейшим приступом неомаккартизма. Где люди как зачумленные бегают от российских дипломатов, боятся как черта "русских хакеров", "троллей" и "ботов". А тут вам и косоворотки, и кокошники, русские и американские флаги, батюшки с православными песнопениями. И на каждом шагу — история, которая не вызывает ни у кого аллергии. Так, в городе Джуно Историческое общество штата организовало выставку документов, касающихся перехода Аляски под американскую юрисдикцию. Центральный экспонат выставки — копия Договора о продаже Аляски за 7,2 миллиона долларов, подписанного 30 марта 1867 года в Вашингтоне.
На год вернулись в Россию
Все эти мероприятия проводятся в рамках "Года истории и наследия Аляски". Его объявил губернатор штата Билл Уокер, призвавший граждан "изучать прошлое и применять эти знания во имя более светлого будущего для всех". В то самое время когда в остальных США это прошлое хотят втоптать в грязь и поскорее забыть!
Вот он – главный памятник русскому присутствию на Аляске, каждый десятый житель которой и сейчас является православным. Русская Аляска по-прежнему существует. В духовной сфере. В памяти и в сердцах. В более тонких материальных планах. И русское присутствие там является прочным как никогда, пройдя самое сложное испытание — временем. А иначе там были бы никому не интересны проходящие в этом году выставки, концерты, научные лекции, посвященные историческому прошлому Аляски.
Так, в Анкоридж, крупнейший город штата, Национальный архив США привез погашенный чек и документ о ратификации договора с Россией американским Сенатом, подписанный 17-м президентом США Эндрю Джонсоном. В Музее Анкориджа, через аэродром которого в годы Второй мировой войны в СССР перегонялись американские военные и транспортные самолеты, выставлялись архивные фотоснимки, крутили документальные фильмы об истории российско-американских отношений после приобретения Аляски. Праздничными мероприятиями в рамках "Года истории и наследия Аляски" затронут и город Сьюард, названный в честь госсекретаря США, подписавшего 150 лет назад исторический договор.
И самое интересное, что речь идет не только о далеком прошлом, ностальгическом к нему отношении и русском наследии! В марте этого года на Международном арктическом форуме в Архангельске советник по арктической политике правительства Аляски Крейг Флинер высказал мнение, что, возможно, было даже лучше, если бы Аляска осталась под властью России. По его словам, в этом случае "русские бы развивали Аляску с точки зрения обеспечения национальной безопасности", как "стратегический регион", и это бы "в свою очередь привело к добыче нефти, газа и минеральных ресурсов", и поэтому Аляска сейчас "вполне возможно" "была бы более развита".
Разумеется, Флинер не испытывал никаких иллюзий насчет того, что США "отпустят" Аляску в Россию и не считал возможным и нужным переписать историю, заявив, что так думает не он один. В Америке не поверили, что представитель Аляски сказал в России эти слова. Вернувшемуся в США Флинеру пришлось под давлением заявить, что его не так поняли, после чего бравшему у него интервью журналисту ничего не оставалось, как предъявить запись беседы. Он ее, разумеется, не выдумал.
Что это означает?
Все это понятно. Важно другое. Хорошая память о России жива на Аляске, она – как и православие — стали неотъемлемой частью местной идентичности. Там уважают и любят русских. В то время как остальная Америка беснуется и боится России, на Аляске видят в России друга и готовы сотрудничать с ней на региональном уровне, а также в Арктике. Когда историческое наследие таково, значит, история была правильной, и все было сделано, как надо.
Как Аляска стала Россией
Ровно 150 лет назад Россия, существовавшая до 1867 года на трех континентах, лишилась своих североамериканских владений. Это было ее решение, и оно было вынужденным. Российская империя владела Аляской 135 лет. Она была открыта в 1732 году русскими исследователями Михаилом Гвоздевым и Иваном Федоровым в ходе экспедиции на боте "Святой Гавриил". Подробнее полуостров и прилегающие к нему острова были изучены в 1741 году Второй Камчатской экспедицией Витуса Беринга и Алексея Чирикова. В 1784 году на остров Кадьяк у южного побережья Аляски прибыла экспедиция иркутского купца Григория Шелихова, которая основала первое поселение Русской Америки — Гавань Трех Святителей.
В 1794 году на Аляску прибыли первые православные миссионеры. С 1799 года и до конца Русской Америки в 1867 году новыми российскими землями управляла основанная Григорием Шелиховым и Николаем Резановым Российско-американская компания. Проект компании был утвержден императором Павлом I. Центром российской торговой империи в Северной Америке, самой доходной статьей которой был экспорт пушнины, стал основанный в 1799 году Ново-Архангельск — ныне город Ситка. Однако доходы компании, поначалу баснословные, постепенно снижались, так как русские не были "колонизаторами" в классическом смысле: не убивали, не притесняли, не грабили местное население, уважительно относились к его обычаям, старались мирно и на собственном примере приобщить к более высокой культуре и религии, видя в индейцах таких же людей, как и они сами. Это означало, что чем дальше, тем больше денег уходило на нужды самой территории и ее жителей, а не на дивиденды акционерам компании. Тем не менее иногда среди местных индейцев случались восстания, подстрекаемые извне, малочисленных русских убивали – они не мстили. И это оказалось на будущее самой лучшей политикой.
Почему Россия не удержала Аляску
Россия не сразу пришла к необходимости избавиться от своих североамериканских владений, хотя оснований для этого было более чем достаточно. Дело в том, что когда русские осваивали Калифорнию, Аляску и далекие тихоокеанские острова, на другом, азиатском берегу Тихого океана у России было всего два достойных упоминания порта: Петропавловск-на-Камчатке и Охотск. Обширная территория вместе с Владивостоком стала российской лишь в 1860 году – до этого времени Британии удавалось не допускать туда Россию, и русская власть там долгое время была слаба. Развивать одновременно новый огромный малонаселенный российский регион, куда железная дорога дотянулась лишь в конце XIX века, и Аляску было невозможно. Пассионарность русского народа, вступавшего в фазу надлома, угасала. Боеспособность армии и флота, что наглядно показала Крымская война — тоже. Финансовые ресурсы империи также были ограниченными. Быть сильными везде было невозможно, приходилось выбирать.
Неудивительно, что инициатива избавиться от Аляски принадлежала генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому. В 1853 году он представил императору Николаю I записку, в которой писал, что России необходимо отказаться от владений в Северной Америке, так как страна не имеет военных и экономических средств, чтобы защитить их. Отбив с напряжением всех сил первый десант англо-французского флота на Петропавловск-Камчатский во время Крымской войны, Россия на следующий год эвакуировала порт до того, когда туда явилась более сильная эскадра ее противников. Точно такая же история могла произойти и с Русской Аляской, которая граничила с Британской Канадой, и на которую имели виды также и в Вашингтоне.
Вынужденное решение
Поэтому генерал-губернатор Восточной Сибири и предложил идею продажи Аляски США, чтобы при политической поддержке этой дружественной в то время страны сосредоточиться на освоении Дальнего Востока. В 1857 году в Санкт-Петербурге вернулись к этой идее. Председатель Государственного совета и управляющий Морским министерством великий князь Константин Николаевич в письме на имя министра иностранных дел Александра Горчакова указал на необходимость заключения такой сделки, ссылаясь на "стесненное положение государственных финансов" после поражения в Крымской войне и низкую доходность американских территорий. Он также предвидел, что однажды "Соединенные Штаты, стремясь постоянно к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут у нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии воротить их". И он был прав. Через несколько десятков лет США обобрали таким образом одряхлевшую Испанию. Между тем даже через полвека Россия не имела возможности серьезно ремонтировать военные корабли на Дальнем Востоке — это приходилось делать в Японии. А как же можно было защитить свои североамериканские владения без флота? Как генерал-адмирал, то есть руководитель Российского императорского флота, Константин Николаевич это очень хорошо понимал.
Император Александр II это понимал тоже и поэтому положительно отнесся к данной идее. Наступил этап ее практической проработки. Начался зондаж в США, расширявших свою территории, в том числе и путем покупки ее у иностранных держав. У французов в 1803 году американцы, например, купили Луизиану.
Так и состоялась продажа Аляски. В Санкт-Петербурге решили не дожидаться, пока ее отберут силой, заодно заручиться поддержкой США в проведении своей дальневосточной политики, которой активно противодействовала Британия, а с некоторых пор и Япония, чтобы укрепить отношения с Вашингтоном, сэкономить дефицитные ресурсы и сосредоточиться на том, что "ближе к телу".
Сенаторов пришлось "подмазать"
Договор о продаже Аляски был подписан в обстановке секретности, чтобы не возбуждать общественность двух стран, российским послом в США Эдуардом фон Стеклем и госсекретарем Уильямом Сьюардом. Сумма сделки составила 7 миллионов 200 тысяч долларов золотом (более 11 миллионов рублей), которые США обязались выплатить в десятимесячный срок. По тем временам это была огромная сумма. США еще не печатали доллары из воздуха, в России можно было жить на копейки. Договор о продаже Аляски был составлен на английском и французском языках.
Россия, отказавшаяся ранее от Калифорнии, передавала США весь полуостров Аляска, Александровский и Кадьякский архипелаги, острова Алеутской гряды и даже несколько островов в Беринговом море. Общая площадь проданной сухопутной территории составила 1 миллион 519 тысяч квадратных километров. США передавалось безвозмездно имущество ликвидируемой Российско-американской компании, за исключением церквей. Россия обязывалась вывести свои немногочисленные войска. Земля передавалась американцам вместе с коренным населением. Проживавшие на полуострове и передаваемых островах русские и все желающие получали право в течение трех лет перебраться в Россию. В мае 1867 года Александр II подписал договор с американцами. Через несколько месяцев в столице Русской Америки Новоархангельске состоялась официальная церемония передачи Аляски США: под орудийные салюты был спущен трехцветный русский флаг и поднят звездно-полосатый американский. Реконструкция этого события и состоялась накануне в Ситке – с косоворотками, кокошниками и русскими мундирами.
В мае того же года договор был ратифицирован Сенатом США. Чтобы это произошло, заинтересованным сторонам пришлось потратить 165 тысяч долларов на оплату лоббистских услуг, так как не все сенаторы понимали, зачем Америка тратит огромные деньги на крайне сомнительный, по их мнению, проект. Что касается России, то она использовала основную часть вырученных за Аляску и пунктуально заплаченных американцами средств на развернувшееся в стране железнодорожное строительство.
Ошибка или нет?
Сегодня можно дискутировать, правильно ли сделала Россия, передав Аляску – вслед за Калифорнией – США, или это ошибка и даже "преступление". Однако нельзя не признать, повторим еще раз, что российские государственные мужи действовали на перспективу. США в конце ХIХ века бесцеремонно отобрали у Испании ее карибские и тихоокеанские колонии. В тот период политика Вашингтона была уже враждебна России, и нет ни малейших сомнений, что такая же участь ожидала бы и Аляску. И американцам наверняка помогли бы в этой аннексии японцы – в обмен на что-нибудь на Дальнем Востоке. Ну а если бы Россия все же не потеряла Аляску тогда, то она точно не осталась бы в составе страны после октябрьского переворота 1917 года. Американцы и канадцы ни за что бы не допустили большевиков в Северную Америку.
Ну и, наконец, предположим самое страшное: "комиссары в пыльных шлемах" все же появились бы на Аляске. И вот тогда ее жители, столь гордящиеся сегодня своим русским наследием, лелеющие православие и даже кое-где сохранившие русский язык, уже, мягко говоря, никогда бы не гордились русской страницей своей истории. Они бы постарались ее поскорее забыть и уже давно бы забыли.
Так что все было сделано правильно. История это подтвердила. А что будет дальше, кто знает. Ведь Аляска в морально-психологическом плане, как видим, так и не стала частью США. Это означает, что в будущем возможны варианты, и ничего нельзя исключать.