О том, как предотвратить нефтяной разлив в Арктике, о проблемах хозяйственного освоения региона и росте грузопотока по Северному морскому пути,— министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской.
Минприроды в рамках рабочей группы "Обеспечение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов" Государственной комиссии по вопросам развития Арктики подготовило прогноз объемов транспортировки минерального сырья, добываемого в Арктической зоне России, в акватории Северного морского пути, на период до 2030 года. Он выполнен по двум сценариям. В первом (базовом) учитывались только утвержденные проекты разработки месторождений. Второй сценарий предполагает дополнительный учет лицензионных обязательств и планов компаний. В обсуждении прогноза приняли участие представители профильных министерств и крупных добывающих компаний, администрации Ямало-Ненецкого и Ненецкого АО, Архангельской области, ФГКУ "Администрация Севморпути", Центр обеспечения деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, научные, консалтинговые и природоохранные организации.
В соответствии с полученным прогнозом рост грузопотока по Северному морскому пути будет происходить до 2026 года. По базовому сценарию "на пике" он составит 42 млн тонн, а с учетом информации по лицензионным обязательствам и планам компаний — 73 млн тонн. С 2026 до 2030 года объемы грузоперевозок стабилизируются. Вывоз нефти из акватории Печорского моря (Варандей, Приразломное, остров Колгуев) даст дополнительные объемы. К 2022 году он достигнет максимума — 15 млн тонн, после чего начнет медленно снижаться. Таким образом, по согласованным проектам разработки (первый сценарий) объем грузопотока, в основном углеводородов, в арктическом бассейне после 2022 года будет превышать 50 млн тонн. Наибольшая загруженность придется на три зоны: на Обскую губу и юго-западную часть Карского моря, на Печорское море и на Кольский залив, где происходит рейдовая перевалка нефти Новопортовского и Приразломного месторождений, а также Варандейского терминала.
Сохранение морских природных систем и рациональное использование их ресурсов являются одной из основных целей национальной морской политики. При этом планируемое расширение деятельности по разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на шельфе, рост отгрузки с нефтяных терминалов, навигация по Северному морскому пути неизбежно повлекут увеличение антропогенной нагрузки на морские экосистемы. Для обеспечения эффективного экологического надзора в морях и на континентальном шельфе в госпрограмме по социально-экономическому развитию Арктической зоны предусмотрено строительство природоохранного флота Росприроднадзора. На это с 2021 по 2025 год будет выделено 3,1 млрд руб. То есть к моменту достижения максимума грузопотока углеводородного сырья флот должен быть сформирован.
Важнейшим направлением в области обеспечения экологической безопасности работ на морских месторождениях являются меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Риски разливов существуют как при отгрузке нефти, так и при ее транспортировке и перевалке. Компаниями-недропользователями созданы системы реагирования на аварийные разливы на терминалах, сформированы достаточные силы для реагирования на возможные нештатные ситуации в акватории Кольского залива. В рамках реализации мероприятий Года экологии в марте 2017 года в районе морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная" (принадлежит "Газпром нефти") прошли комплексные учения по ликвидации разлива нефти в ледовых условиях "Арктика-2017". По итогам этого мероприятия Минприроды России готовит методические рекомендации по выявлению нефтеразливов.
С целью дальнейшего снижения экологических рисков министерство разработало два законопроекта, которые сейчас проходят процедуру согласования. В соответствии с ними на компании возлагается обязанность регулярно проводить комплексные учения по предупреждению и оперативной ликвидации нефтеразливов и нести ответственность в случае невыполнения требований законодательства.
Арктический флот на СПГ
Еще одним фактором, оказывающим негативное влияние на природную среду, является использование судов на мазуте и дизельном топливе для транспортировки грузов в арктических акваториях. Причем это не только суда, обеспечивающие транспортировку минерального сырья, а все суда арктического мореплавания.
Одно из решений, которое поддерживается экологами, заключается в переводе судов на газомоторное топливо и их оснащение двухтопливными двигателями с преимущественным использованием сжиженного природного газа (СПГ). Отмечу, что Россия последовательно движется в этом направлении. Газовозы проекта "Ямал СПГ" (а далее и второго проекта, "Арктик СПГ 2") уже перешли на СПГ. Именно эти суда будут обеспечивать наибольшие объемы перевозок углеводородного сырья по развивающимся проектам. Более того, "Совкомфлот" приступает к реализации программы строительства судов на СПГ для других проектов и, возможно, начнет реновацию действующего флота. Хорошие результаты эксплуатации на Балтийском море первого ледокола "Полярис" на СПГ сподвигли "Атомфлот" на заказ разработки проекта для строительства серии ледоколов на газомоторном топливе.
"Большая уборка" в Арктике
В последние годы Минприроды принимает серьезные меры по сохранению биоразнообразия в Арктической зоне и активно сотрудничает в этом направлении с крупными компаниями. В соответствии с рекомендациями Министерства "Роснефть", "Газпром", НОВАТЭК и ЛУКОЙЛ уже реализуют корпоративные программы по сохранению биоразнообразия Арктической зоны, ведется работа по интродукции редких и исчезающих видов. Министерство координирует исполнение этих программ и проектов. Результатом такого государственно-частного партнерства стала стабилизация численности белого медведя и лаптевского моржа, а также организация совместного мониторинга других редких и исчезающих видов животных. Мы полагаем, что этот опыт необходимо закрепить и законодательно установить обязательства компаний по сохранению биоразнообразия.
С 30-х годов прошлого века экосистемы Арктического региона подвергались беспрецедентному воздействию. Там, где велась активная хозяйственная деятельность, впоследствии оставались свалки металлолома, почва загрязнялась горюче-смазочными материалами; при прокладке дорог сформировались ландшафты, не характерные для данной местности. Чтобы сохранить и восстановить уникальную природу Арктики, Российская Федерация сегодня уделяет самое серьезное внимание экологической безопасности заполярных регионов и ликвидации причиненного ранее экологического ущерба. И успехи в данном направлении более чем показательны: в Арктике применяются новые типы и методы строительства, запущена платформа "Приразломная" с нулевым сбросом, повышается энергоэффективность, используются альтернативные источники энергии, ликвидируются экологические последствия прошлой хозяйственной деятельности.
Выполнение программы по уборке арктических территорий позволит сократить площадь загрязнения на 1,7 тыс. га земель и около 36 тыс. кв. км акватории, а также убрать 18,3 млн тонн отходов I-V классов опасности. Кроме того, благодаря проводимой работе улучшатся экологические условия проживания более 1 млн человек.
Ликвидация накопленного за предыдущие десятилетия металлолома, горюче-смазочных материалов, а также других загрязнений на всей территории Арктической зоны — долговременный процесс, требующий очень значительных материальных и финансовых ресурсов. В период с 2012 по 2016 год на территории Арктической зоны Российской Федерации было закончено 24 проекта по ликвидации накопленного экологического ущерба. Еще 13 проектов в настоящее время находятся на стадии разработки и реализации. Что касается национального парка "Русская Арктика", то в 2017 году очистка велась на четырех островах: Земля Александры, Хейса, Греэм-Белл, Гукера. В итоге удалось собрать и вывезти 8 тыс. тонн отходов.
Для того чтобы подсчитать, сколько осталось отходов, и уточнить дальнейший план действий, в 2017 году было проведено повторное геоэкологическое обследование архипелага Земля Франца-Иосифа. Эти данные сейчас обрабатываются. В марте 2017 года во время визита в национальный парк "Русская Арктика" президент Российской Федерации Владимир Путин позитивно оценил результаты уже проведенной уборки на арктических островах и поручил обязательно ее продолжить. До сих пор ни у одной страны мира не было столь масштабного проекта по очистке и экологической реабилитации загрязненных территорий. В ходе этой работы Россия приобрела уникальный опыт.