Агентство энергетической информации, входящее в структуру Министерства энергетики США, выпустило свой ежегодный обзор о положении в энергетической сфере в России, в рамках которого был проанализирован вопрос об эффективности санкционной политики в отношении Москвы и влиянии санкций на реализацию существующих и перспективных проектов, в первую очередь на арктическом шельфе.
Отмечается, в частности, что в августе 2017 года США ввели в действие новое законодательство, уточняющее порядок применения санкций: запрет на сотрудничество с проектами, в которых доля участия российских компаний превышает 33%, запрет на передачу технологий и ограничения на финансирование. При этом в обзоре указывается, что санкционное давление, в первую очередь на арктические, а также сланцевые проекты, сыграло парадоксальную роль в повышении их привлекательности на определённом этапе, так кок российские власти изменили налоговую и тарифную политику, что сделало добычу на шельфе в Арктике выгодным делом, в результате туда пошли иностранные инвесторы, такие как Тоталь, Exxon и другие (компания Exxon была вынуждена потом сократить своё участие по политическим скорее причинам). Также из-за применения санкций упали доходы федерального бюджета, и российское правительство поменяло дивидендную и налоговую политику в отношении госкорпораций, также оказавшись в состоянии сбалансировать бюджет.
Также в обзоре имеется положение о том, что разработка таких сложных месторождений, как в Арктике, "невозможна без содействия западных компаний", однако введённые санкции не повлияют на текущий уровень добычи, так как новые проекты имеют сроки ввода в эксплуатацию от 5 до 10 лет, таким образом фактически на этот срок признаётся их неэффективность.
Аналитики Министерства энергетики США указывают на то, что Россия активно разрабатывает новые газоносные провинции, а также кооперируется с другими производителями. При этом и по углю, и по газу наблюдается общая тенденция смещения на азиатские рынки и уход от традиционных европейских партнёров. Так, если говорить о экспорте угля, то в страны ОЭСР и Европы он из России сократился по сравнению с 2016 годом с 47% до 40%. В случае же поставок сжиженного природного газа отмечается рост интереса российских компаний не только к экспорту СПГ специальными танкерами ледового класса в арктическом регионе, но и к строительству заводов по сжижению газа средних и малых размеров как для покрытия дефицита газа на собственной территории, так и для экспорта в сопредельные страны.
Подтверждением растущего интереса к российскому внутреннему рынку и заинтересованности в снятии санкций служит и лоббистская активность американских нефтяников в Конгрессе США, направленная на ослабление или снятие санкционных ограничений. Как следует из данных системы регистрации лоббистов в Конгрессе США, американская нефтедобывающая и сервисная компания HESS Corporation зарегистрировала четыре платежа на общую сумму в $800 тысяч, указав в качестве объекта интереса "лоббирование по вопросу "облегчения нефтедобычи — санкции в отношении России". Как писал в декабре 2016 года ряд отечественных и иностранных СМИ, руководство HESS Corp заявляло о том, что компания не намерена в обозримом будущем возвращаться в Россию. HESS Corp в своё время продала свой российский бизнес одному из ключевых игроков российского нефтяного рынка — компании "ЛУКойл" — за более чем $2 млрд.
Понимание безрезультатности продолжения нынешнего санкционного противостояния приходит и ко многим вашингтонским экспертам из аналитических центров. Так, бывший координатор санкционной политики США при президенте Обаме Дэниел Фрид отмечал, в частности, что пакет "антигазопроводных" санкций против "Северного потока — 2", которые прописаны в секции 234 соответствующего закона, принятого конгрессом, может повредить отношениям с Германией, и президенту необходимо "крайне аккуратно и только после координации с европейскими партнёрами" применять санкционные меры, так как это может повредить отношениям США с ЕС. Белый дом тогда призывали вообще избегать наложения санкций в соответствии с секциями 235 и 236 (арктические нефтегазовые проекты России на шельфе и их финансирование), так как слишком много американских финансовых институтов завязано на их финансировании, а неготовность европейских партнёров идти дальше существующих ограничений может создать "опасный зазор" в координации совместной санкционной политики.
Подобного рода опасения бывших высокопоставленных американских функционеров, стоявших у истоков всей санкционной кампании против Москвы, довольно показательны, особенно на фоне нарастающего недовольства европейцев, которые несут основное бремя расходов и издержек по итогу американских геополитических комбинаций.
Вместе с тем отмеченная специалистами Агентства энергетической информации Минэнерго США тенденция переноса ключевых экспортных потоков российского ископаемого сырья свидетельствует о том, что в США, в отличие от многих отечественных представителей либерального экономического блока, имеются довольно рациональные причины считать, что заявленный российским руководством "поворот в Азию" — всерьёз и надолго, и принятие всё новых и новых санкционных пакетов лишь подталкивает Москву к движению в этом направлении, а вовсе не мотивирует к отказу от государственного суверенитета и капитуляции перед геополитическими требованиями Запада.