27.11.2017

Камчатский краб теснит треску и кормит Норвегию

Советские граждане не сразу распробовали крабовое мясо, несмотря на то, что к этому призывал известный плакат 1930-х годов «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Как только они полюбили этот продукт, он исчез с полок магазинов, и до сих пор считается деликатесом. «Лента.ру» рассказывает о том, как и когда в России начали ловить камчатских крабов, а также зачем переселили этот вид в Баренцево море.

Вкусны и нежны

Трос медленно ползет по барабану лебедки, с помощью которой из бушующего моря вытягивают «чемодан», большую сетчатую ловушку, в которой висит приманка — рыба. В «чемодане» деловито копошатся длинноногие существа. Это камчатский краб, мясо которого большинство россиян пробовало или в далеком прошлом (да и то пару раз), либо вообще никогда, из-за его дороговизны. Кстати, крабом это крупное ракообразное называть неправильно, ведь, несмотря на свой внешний вид, оно принадлежит к надсемейству раков-отшельников. В отличие от крабов у них четыре, а не пять пар ног.

Ловля камчатского (или королевского, как его называют в Японии) краба началась еще в 70-е годы XIX века, однако не носила массового характера. Мясо выловленных ракообразных сразу же варили на берегу, и понятно, что далеко его увезти, в отсутствии авиасообщения, было невозможно. Через 20 лет начались первые попытки его консервирования на Камчатке, которые не увенчались успехом. Но в начале XX века за дело взяли японцы, которые достаточно быстро наладили технологию и стали выпускать вполне приличные консервы. После этого крабоконсервные заводы стали открываться и в Российской империи, однако в 1914 году, с началом Первой мировой войны, они практически прекратили свою работу.

Японцы же время не теряли. Выгода от производства крабовых консервов была огромная, а Портсмутский мирный договор, заключенный с Россией в 1905 году, позволял японским морякам вести полномасштабную добычу морских ресурсов у российских берегов. В период до 1917 года только на островах Курильской гряды было построено более десяти крабоконсервных заводов, и дело спорилось.

Советские власти озаботились возобновлением крабового промысла только к 1921 году, когда был издан декрет «О рыбной промышленности и рыболовстве». Он подразумевал вложение средств в развитие рыболовной промышленности Мурманска и Дальнего Востока, в том числе и краболовной. Однако ситуация с ней все равно оставалась плачевной — японцы успели захватить рынок и прочно обосноваться на нем, а консервы делали не только на берегу, но и на плавучих заводах.

Перед Советским Союзом стояла проблема: не было ни специалистов, ни технологий. Поэтому добывать крабов СССР стал только в 1928 году, когда власти закупили у Японии плавучий крабоконсервный завод. Работали на нем специально нанятые японцы. Скорее всего, именно поэтому в первые годы промысла качество советских консервов мало чем уступало японским. Практически всю продукцию отправляли на экспорт, и за счет низкой цены снискали себе популярность на мировом рынке.

Такое положение дел подорвало положение японских краболовов — в море выходило все меньше и меньше их судов, однако ситуация изменилась в 1930 году, когда на большей части советских крабоконсервных заводов отказались от зарубежной рабочей силы. Пришедшие на место японцев неквалифицированные рабочие ничего не знали и не умели, в результате чего качество продукции существенно упало. Японцы же быстро спохватились и начали всеми силами через прессу стараться дискредитировать советскую крабовую промышленность.

Учитывая, что критика была вполне справедливой, неудивительно, что уже через год советская сторона получила множество жалоб и возвратов продукции, и ее надо было куда-то девать. Но куда? Конечно, забракованные партии выбросили на отечественный рынок.

Именно в те годы был выпущен знаменитый плакат с лозунгом «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», ведь советские граждане тогда не только не воспринимали крабов как деликатес, но и вообще опасались их есть. Убедить население удалось, и до 60-х годов крабовое мясо успешно продавалось на внутреннем рынке.

Впрочем, улучшилась ситуация и на производстве. Благодаря повышенному контролю качества и ударническому движению, СССР удалось восстановить репутацию консервов и успешно продавать их в США и Европу. Почему же они исчезли с прилавков советских магазинов в 60-е? Бесконтрольная добыча камчатского краба Советским Союзом и Японией привела к резкому сокращению их популяции.

Большой эксперимент

Тяга СССР к большим проектам, призванным изменить природу, не обошла и камчатского краба. Уже в 1932 году был поставлен вопрос о внедрении этого промыслового ракообразного во внутренние водоемы страны, где Советский Союз мог бы распоряжаться своими природными богатствами безраздельно. Так начались попытки переселения камчатского краба в Баренцево море.

В 30-е годы ученые провели ряд экспериментов, которые доказали, что это возможно. Однако оставалась проблема: перевезти икру или взрослых животных на большое расстояние не представлялось возможным, поскольку в стоячей воде они жили не более двух дней.

Успеха удалось достичь только в 60-х годах, когда в Баренцево море выпустили примерно три тысячи взрослых особей, 10 тысяч молодняка, а также 1,6 миллиона личинок. Уже в 1972 году в сети рыбаков попался первый краб, а с 1977 года камчатских крабов стали ловить у берегов Норвегии. К 90-м годам вид успешно расселился в новой среде обитания, на смену первому поколению животных пришло второе, существенно более многочисленное. К 2000-м годам камчатский краб настолько распространился в регионе, что начался его промышленный лов.

Как и в случае с другими советскими экспериментами над природой, вселение чуждой для арктической экосистемы особи породило свои проблемы. Прежде всего, краб, обитающий в придонных областях, из-за своего твердого шипастого панциря, практически не имеет природных врагов, а значит, плодится практически бесконтрольно. С другой стороны, его популяция занимает места нереста промысловых разновидностей рыб, из-за чего численность их популяций снижается.

Единственным фактором, ограничивающим распространение камчатского краба в арктических водах, является его промышленный отлов. В России он производится по квотам, установленным Росрыболовством, причем только вдали от прибрежной зоны — ловить его местным жителям на индивидуальной основе запрещено. В Норвегии же нельзя вылавливать камчатского краба только в северных регионах, а в южных с этим никаких проблем нет, тем более что именно там нерестится пикша и треска, которым ракообразное мешает размножаться.

Благодаря этому норвежский город Киркенес по праву называет себя «столицей королевского краба». Здесь туристы могут съездить на крабовое сафари, а потом попробовать различные блюда, которые готовят из добычи. Все это, разумеется, положительно влияет на экономику Киркенеса. В Мурманской области тоже ведется добыча краба в прибрежных территориях, но исключительно браконьерским способом, что является уголовным преступлением согласно действующему законодательству. Впрочем, в 2018 году Госдума рассмотрит поправку, согласно которой местным жителям наконец позволят ловить это ракообразное у берега, но на условиях приобретения лицензии.

Источник

Источник