Год назад мы разместили на нашем сайте серию интервью под общим заголовком «Российская Арктика в 2016 году» с постоянным автором нашего журнала, членом Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Михаилом Жуковым.
Продолжая тему, мы обсуждаем с ним итоги деятельности нашей страны в Арктике в 2017 году.
— Михаил Андреевич, какие наиболее важные события вы выделите в деятельности в Арктике в 2017 году?
Все проекты, которые мы обсуждали в 2016 году, успешно развивались. Так, в конце ноября текущего года ожидается запуск в эксплуатацию первой очереди крупнейшего арктического завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» в Сабетте. В прессе о Сабетте очень много писали, и нет необходимости приводить подробности. Стоит только обратить внимание на пробный рейс первого в мире ледокольного танкера-СПГ «Кристоф де Маржери», перевезшего летом этого года груз СПГ от терминала Statoil Hammerfest (Норвегия) в Южную Корею через Северный морской путь. Судно построено в 2016 году по заказу «Совкомфлота» для круглогодичной транспортировки СПГ из порта Сабетта в сложных ледовых условиях и является первым из серии 15 судов, строящихся для этих целей.
— А что-нибудь новое, успешно начатое именно в этом году?
В этом году нужно отметить успех ПАО «НК Роснефть» в Хатангском заливе моря Лаптевых на востоке Таймырского полуострова. В октябре «Роснефть» подтвердила в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых открытие месторождения Центрально-Ольгинское. Запасы нефти на месторождении составляют 81 млн т по категории C2+C1. Из них 80 млн тонн относится к категории C2 (предварительная оценка на основе сейсморазведки) и 1 млн тонн — к C1 (оценка на основе притоков нефти). Буровые работы не завершены, и объем ресурсного потенциала может увеличиваться по мере их продолжения. На востоке Таймырского полуострова разведку ведут одновременно «Роснефть» и ПАО «НК Лукойл» и есть надежда, что их совместная деятельность приведет к открытию новой нефтегазовой провинции.
Много событий было в сфере строительства судов арктического плавания. В апреле АО «Адмиралтейские верфи» заложило головной многофункциональный патрульный корабль ледокольного типа проекта 23550 «Иван Папанин» для Военно-морского флота России. Всего Минобороны заказало два корабля ледового класса этого проекта. «Иван Папанин» должен быть передан флоту в 2019 году, а второй корабль — до конца 2020 года.
Продолжается строительство самых мощных в мире атомных ледоколов проекта 22220 типа ЛК-60Я. Головной корабль серии «Арктика» был спущен на воду в Санкт-Петербурге в прошлом году и должен быть достроен в 2019 году. В сентябре этого года спущен на воду корпус первого серийного ледокола этого проекта «Сибирь» (срок сдачи 2020 год). Осуществляется строительство второго серийного ледокола «Урал» (срок сдачи – 2021 год).
В октябре в Мурманске прошла церемония поднятия российского флага на купленном АО «Росгеология» научно-исследовательском судне 3D-сейсморазведки «Western Neptune», получившем новое наименование «Академик Примаков». Судно было построено в 1999 году в Норвегии.
Много событий было и в сфере научно-картографической деятельности в Арктике. МЧС создает Центры приема и обработки космической информации на Колыме и на Чукотке. В Архангельской области внедряется геоинформационная система «Земля» и создается пилотный центр по внедрению космических технологий для развития хозяйственной деятельности в Арктике, представили рабочую версию электронного атласа региона. В Санкт-Петербурге переиздали рукописный атлас Архангельской губернии 18 века. Мурманский рыбыловный портал разместил карту приливов и отливов Баренцева и Белого морей. «Роснефть» выпустила уникальный экологический атлас «Карское море». В Тюмени создается экологический атлас Ямала, Федеральная служба «Росреестр» принимает участие в проекте «Инфраструктура пространственных данных Арктического региона».
Отдельно нужно остановиться на представлении в Русском географическом обществе Национального атласа Арктики, разработанного АО «Роскартография». Представление атласа состоялось 29 июня, а за два дня до этого, 27 июня 2017 года указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 287 в состав Арктической зоны Российской Федерации были внесены изменения — включены Беломорский, Лоухский и Кемский муниципальные районы Республики Карелия. О том, что будет так, что атлас придется переиздавать, ваш покорный слуга и говорил, и писал. Но профильные сотрудники Минэкономразвития России были и остаются твердо настроены ничего не менять.
— Но ведь в ноябре 2015 года было принято решение о расширении состава Арктической зоны Российской Федерации?
Было, и журнал писал об этом. На совместном заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики 20 ноября 2015 года В.И. Матвиенко со всей решимостью поставила вопрос об изменении Указа Президента России от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Ее позиция была основана на понимании негативного политического эффекта, вызванного неудачным текстом указа. Матвиенко заявила о необходимости пересмотра критериев выделения АЗРФ с участием Совета Федерации. Ее обращенные к представителям Минэкономразвития России слова можно понимать в том смысле, что некие предварительные возражения со стороны Минэкономразвития России были, и ведомство вероятно апеллировало к не вполне удачным критериям, которые Минрегион России декларировал, но реально не использовал должным образом. По результатам совместного заседания было принято политическое решение пересмотреть состав АЗРФ в отношении республик Карелия и Якутия. Тем на менее, Минэкономразвития России осталось при своем мнении и продемонстрировало, что спикер верхней палаты Парламента России и Вице-Премьер Правительства России ведомству не указ. Так, 31 января 2017 года А.В. Цибульский, бывший в тот период заместителем Министра экономического развития России, в интервью ТАСС заявил: «Вопрос расширения состава Арктической зоны в настоящее время не рассматривается». Тем не менее, решение о расширении состава Арктической зоны России было реализовано, хотя и не в полном объеме.
— Минэкономразвития России изменило свою позицию?
Трудно сказать. Деятельность Минэкономразвития периодически ставит сторонних наблюдателей в тупик. Так, 31 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1064 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366» была утверждена новая редакция Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Это произошло спустя два месяца после опубликования указа Президента Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 287. Тем не менее, новая редакция госпрограммы в своей основе фактически игнорирует факт расширения Арктической зоны Российской Федерации.
— Каким образом?
В тексте госпрограммы в разделе «Концептуальные основы государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны» в описание состава Арктической зоны Российской Федерации три муниципальных района Республики Карелия включены. Но в разделе «Основные принципы и механизмы реализации Программы» в перечне опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации карельская опорная зона отсутствует. В то же время в тексте раздела подчеркивается, что опорные зоны призваны стать ключевыми механизмами реализации госпрограммы. Таким образом, Республика Карелия фактически оказалась за рамками госпрограммы.
— Что из этого следует?
Утвержденная редакция госпрограммы некондиционна не только содержательно, но и с формальной точки зрения. Необходимо разрабатывать новую редакцию госпрограммы и основную деятельность по ее разработке в части проектирования опорных зон развития целесообразно возложить на арктические регионы.
— Почему на регионы?
Минэкономразвития России после ликвидации СОПС, практически не имеет собственной научной базы в сфере арктиковедения и располагает очень ограниченным штатом специализированных на арктической проблематике сотрудников, являющихся обычными чиновниками, а не специалистами-арктиковедами. В то же время, практически во всех арктических регионах сохранились сильные научные центры и в целом уровень компетентности региональных специалистов существенно выше, нежели сотрудников Минэкономразвития России.
— Как это может быть организовано?
Разработанные регионами предложения по структуре и содержанию проектов своих опорных зон должны быть состыкованы с соседями в вопросах развития сопряженной инфраструктуры и совместных проектов развития, согласованы с профильными федеральными ведомствами и Минфином России, после чего обновленный проект госпрограммы может быть внесен на утверждение в Правительство России.
— Арктические регионы постоянно ставят вопрос о создании специализированного «министерства Арктики» из-за недовольства деятельностью Минэкономразвития России?
А ранее — Минрегиона. Они надеются, что в специализированное министерство соберут компетентных специалистов, хорошо знающих объект управления и эффективно действующих в интересах арктических регионов. В рамках существующей практики государственного управления эти ожидания с большой вероятностью не оправдаются, и во вновь созданном ведомстве будут работать достаточно случайные люди.
— Как вы оцениваете шансы создания «министерства Арктики»?
С одной стороны такое министерство по предметам ведения будет пересекаться с другими отраслевыми ведомствами. С другой стороны такое министерство уже есть — Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, в зону ответственности которого входит Дальневосточный федеральный округ, включающий в себя 9 субъектов Российской Федерации. Ведомство отвечает за федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Соответственно, к зоне ответственности Миндальвостокразвития России относятся еще 3 субъекта Российской Федерации, входящие в Сибирский федеральный округ. Более того, в сфере ведения Миндальвостокразвития России уже находится 53% Арктической зоны Российской Федерации по ее протяженности с запада на восток. Подробнее этот вопрос рассмотрен нами в статье «Бесхозная Арктика» на сайте «Арктика сегодня». В силу этого более вероятно расширение сферы ответственности Миндальвостокразвития на всю Арктическую зону России с соответствующим переименованием ведомства. Сказать, что в ведомстве трудятся крупные специалисты и авторитетные эксперты-арктиковеды — не могу. Какие и были, уже отправлены на пенсию. Ситуация мне в целом известна, так как в период работы над проектом Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» активно привлекался в качестве эксперта и познакомился со всеми вовлеченными в данный процесс сотрудниками. Но ведомство как может — работает и справляется со своими задачами в целом успешнее, чем Минэкономразвития в сфере арктической проблематики. Впрочем, в перспективе все будет зависеть от кадровой политики и стиля работы с экспертами.
— Подводя общий итог, как Вы в целом оцениваете результаты 2017 года?
Хозяйствующие субъекты, научные организации, отраслевые министерства, Министерство обороны и МЧС России в общем со своими задачами справлялись. Судостроители столкнулись с трудностями в части импортозамещения судовых агрегатов, ранее поставлявшихся с Украины. Но это — временные трудности. Определенное влияние оказывали бюджетые ограничения. Первый арктический консорциум, созданный в 2016 году, столкнулся с естественными проблемами внутреннего развития. Но все это потенциально преодолимо. В аутсайдерах опять оказалось Минэкономразвития России, единственным значимым продуктом которого стала новая редакция госпрограммы, которую, как мы уже говорили, нужно отправлять на переработку. И не только из-за Республики Карелия. Ее текст мало информативен, наполнен декларативными положениями и констатацией уже имеющего место. Перечни укрупненных мероприятий и описания опорных зон развития выглядят как декларации, не наполненные реальным содержанием. Как это сделать эффективнее мы уже обсудили.
— Какое следующее значимое событие Вы ожидаете в ближайшее время?
Минэкономразвития должно представить новый вариант проекта федерального закона об Арктической зоне Российской Федерации, который уже фактически превратился в законопроект об опорных зонах развития. Все ждут его появления, и на нем будет сосредоточено основное внимание.