Фонд перспективных исследований (ФПИ) принял конструкторские работы по проекту "Айсберг", в рамках которого российские специалисты разработали проекты беспилотных подводных комплексов для освоения Арктики. Об этом сообщил ТАСС руководитель проектной группы фонда Виктор Литвиненко.
"ФПИ принял проектные работы у головного разработчика "Айсберга" — Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" (ЦКБ МТ "Рубин"). Дальше планируется создание пилотных образцов", — сказал он.
Дешевле аналога
ФПИ реализует проект "Айсберг", который направлен на создание автономных подводных и подледных комплексов для освоения месторождений арктических морей. На данный момент проект, к разработке которого привлекались также специалисты от Российской академии наук, промышленности и нефтегазодобывающего комплекса, ожидает перехода на следующий этап — финансирование строительства стендов. Их реализация будет стоить несколько миллиардов рублей.
"Это достаточно низкая стоимость, учитывая, что если бы стенд делали наши зарубежные партнеры, то он обошелся бы в несколько десятков миллиардов долларов. Наши технологии высококачественные и высокоинтеллектуальные, но они обходятся дешевле", — говорит Литвиненко.
Он отмечает, что одним из основных приоритетов при разработке техники была экология. "Все вариации технических решений принимались с точки зрения экологической безопасности. В том числе и применение ядерной энергетики. Мы смотрели на эти процессы как с точки зрения недопущения загрязнения местности нефтепродуктами, так и предотвращения выходов радиоактивных продуктов за пределы реактора", — добавляет Литвиненко.
Ключевые подводные комплексы Арктики
Технологии, разработанные при содействии ФПИ не имеют аналогов в мире. В ходе реализации проекта "Айсберг" было проведено аванпроектирование по ключевым автоматизированным подводным комплексам. Автономный буровой подводный беспилотный комплекс (может работать как под водой, так и на земле), способен заменить любые существующие в мире буровые комплексы.
Вторая часть проекта — судно сейсморазведчик, с помощью которого можно осуществлять сейсморазведку и геологоразведку в сложных погодных условиях и в любой акватории Мирового океана, включая труднодоступные участки под арктическими льдами.
Третьим комплексом является подводное судно-транспортировщик катамаранного типа, на котором можно перевозить под водой крупногабаритные объекты, в том числе ядерные энергетические установки, буровые комплексы и любые другие большие элементы инфраструктуры месторождений. Оно также является транспортно-монтажным сервисным комплексом — оснащенным аппаратами, которые в перспективе будут проводить сервисное обслуживание подводных объектов.
"Аналога такому судну в мире не существует. Оно может доставить любой груз в любую точку Мирового океана, на любую глубину с высокой точностью, включая и установку оборудования на буровую скважину. Такое судно будет оснащено высокоточной подводной навигацией",- комментирует Литвиненко.
По словам Литвиненко, четвертая составляющая — это подводный энергетический комплекс, который сможет работать на дне без присутствия человека. "Он будет вырабатывать порядка 21 мегаватта электрической мощности, которые можно собрать в модули необходимой по объему выходной энергии — этого достаточно для освоения шельфовых разработок", — пояснил он.
Технологическое наследие "Айсберга"
На сегодняшний день у специалистов на руках находится три патента в рамках данной разработки. "Еще более 10 ожидаются к получению в ближайшее время", — говорит Литвиненко.
Он отмечает — патенты от проекта будут передаваться согласно регламенту, утвержденному правительством России.
"Согласно ему мы передаем результаты интеллектуальной деятельности безвозмездно федеральным органам исполнительной власти. Министерства дальше смогут передавать технологии уже тем организациям, которые будут реализовывать проекты в жизнь в виде образцов техники",- говорит Литвиненко.
Вопросы создания прототипа бурового комплекса были также учтены в Госпрограмме по развитию Арктической зоны. "Это промежуточное звено перед воплощением в жизнь опытных образцов такого комплекса. Он фактически будет отработан на суше, потом в погружной системе в воде. Это будет рабочий экземпляр. Также планируется создать стенд отработки элементов судна-сейсморазведчика", — подчеркнул эксперт фонда.
Ранее Литвиненко сообщал, что пилотные образцы подводных автоматизированных комплексов, которые смогут использоваться для подводных работ по изучению и освоению шельфа Арктики, появятся в России через 10 лет.
Фонд перспективных исследований создан в 2012 году для содействия научным исследованиям и разработкам в оборонной промышленности.