Двухзвенный гусеничный бронированный транспортер ДТ-3ПМ для Арктики 1 декабря 2017 года начал государственные испытания. Об этом Военное.РФ сообщил источник источник в отрасли, знакомый с ситуацией. Вездеход разработан ишимбайской машиностроительной компанией "Витязь", входящей в состав корпорации "Уралвагонзавод" (ГК "Ростех").
Машина пройдет 1,5 тысячи км на заводской трассе, а затем отправится в бронницкий испытательный центр Минобороны России, добавил источник.
Изначально транспортер оснастили ярославским двигателем ЯМЗ-540 мощностью 240 л.с., однако силовой установке не хватало тяги, и после доработок заводчане подготовили новый опытный образец ДТ-3ПМ с высокоресурсным многотопливным дизелем ЯМЗ-53677 мощностью 312 л.с. Последний и начал государственные испытания в декабре.
Как рассказал Военное.РФ главный конструктор предприятия Александр Ильин, новый двигатель улучшит ходовые качества машины. По его словам, ДТ-3ПМ с грузоподъемностью в три тонны может занять нишу между тяжелыми транспортерами ДТ-10 и легкой вездеходной техникой.
ДТ-3ПМ создан для транспортировки личного состава, вооружений и военной техники, а также буксировки артсистем и прицепов армейских подразделений в особо тяжелых природно-климатических условиях, таких как снежная целина, тундра, лесисто-болотная и гористая местности.
Масса машины в снаряженном состоянии – 11,4 тонны, грузоподъемность первого звена – 0,75 тонны, второго – 2,25 тонны, вместимость – пять человек в кабине первого звена и 12 – на грузовой платформе (в салоне) второго.
При этом грузоподъемность вездехода от "Витязя" на 250 кг больше, чем у его нижегородского конкурента ГАЗ-3344-20, уже принятого на вооружение. Поставки последнего Минобороны начались в 2017 году, российское военное ведомство заказало по меньшей мере 105 таких машин с двигателем ЯМЗ-53402-10.
Генерал-полковник Владислав Полонский, руководивший Главным автобронетанковым управлением (ГАБТУ) Минобороны РФ с 2004 по 2007 годы, заявил Военное.РФ, что машины, подобные ДТ-3ПМ и ГАЗ-3344-20, нужны российским военным, особенно в контексте освоения Арктики.
По словам Полонского, семейство более крупных двухзвенных тягачей ДТ-10 и ДТ-30 приняли на вооружение еще в прошлом веке. Машины использовались в Ленинградском и Дальневосточном военных округах.
"У нас были батальоны материального обеспечения, укомплектованные такими тягачами, – говорит Полонский. – Машины зарекомендовали себя хорошо. Так, в годы Первой Чеченской войны во время распутицы эти вездеходы выполняли задачи по перевозкам в регионе. И они отлично себя показали, тягачи были блестящие. Однако большой практики в войсках эти машины не получили, так как они в основном стояли на хранении в сокращенных частях".
Экс-начальник ГАБТУ добавил, что примерно в 2007 году вездеходы начали активно вводить в строй, для чего их часто вновь пропускали через завод.
"Сейчас, когда подняли вопрос освоения Арктики, такие небольшие вездеходы просто незаменимы, – рассказал Военное.РФ генерал-полковник Владислав Полонский. – Это то, о чем мы мечтали. На такие вездеходы можно монтировать пункты управления, ставить реактивные системы залпового огня, средства ПВО, – словом, у них очень большая сфера применимости. И для северных условий это как раз то, что нужно".
Таким образом, сегодняшнее руководство Минобороны в целом и ГАБТУ в частности находятся на правильном пути, заявил эксперт: "Во-первых, проведена модернизация старых более крупных машин, во-вторых, крайне необходимо создание единиц поменьше".
Полонский не видит ничего плохого в том, что проект одного класса в рамках одной опытно-конструкторской работы создавали разные КБ: "Это нормальная конкуренция".
Он также подчеркнул потребность российской армии в таких машинах с относительно небольшой грузоподъемностью. "Эти двухзвенники нам обязательно нужны. В армиях северных стран – Норвегии, Канады – такие небольшие машины есть, и уже давно: не всегда необходимо гонять такой огромный мастодонт, как ДТ-10 или ДТ-30", – резюмировал генерал-полковник.