Первые полностью беспилотные суда начнут появляться в России уже в 2018 году. Их разработкой в настоящее время занимается Объединенная судостроительная корпорация, рассказал глава ОСК Алексей Рахманов.
Он пояснил в эфире радиостанции “Эхо Москвы”, что создание таких судов ведется в рамках направления робототехнических комплексов. Речь идет о совершенно различных средствах, которые могут действовать самостоятельно с точки зрения системы управления, систем ориентации и автономной энергетики, отметил Рахманов.
Что касается непосредственно автопилота, то речь идет не только об удержании заданного курса, эти суда должны быть способны самостоятельно осуществлять швартовку. С одним из прототипов уже проводят ходовые испытания, заметил глава ОСК.
«Образцы есть, есть очень много интересных решений. Они будут появляться со следующего года в разных видах и разных проявлениях, – отметил Рахманов. – Я думаю, в мире первые образцы появятся лет через пять”.
Здесь глава ОСК, наверное, все же недооценивает ситуацию. Дело в том, что прямо сейчас полным ходом идет разработка, по меньшей мере, двух безэкипажных судов. Правда, оба проекта реализуют в Норвегии.
В частности, компаниями YARA и Kongsberg Gruppen завершена разработка полностью электрического автономного контейнеровоза под названием YARA Birkeland. Испытания уменьшенного рабочего прототипа проходят в 80-метровом тестовом бассейне SINTEF Ocean в Тронхейме. Длина этой модели контейнеровоза составляет шесть метров, а масса – 2,4 тонны. Данные параметры прототипа позволять адекватно оценить динамику судна в условиях открытой акватории.
Сам электроход, как ожидается, будет спущен на воду в начале 2019 года. А его автономное функционирование на каботажных линиях у берегов Норвегии начнется в 2020 году. Контейнеровоз будет перевозить продукцию завода по производству удобрений Porsgrunn, принадлежащего компании YARA, в южную часть страны, в экспортные порты Бревик и Ларвик.
Собственно, само судно будет готово к эксплуатации уже в 2018 году, но на первых порах оно будет ходить из порта в порт с командой. В течение полутора лет создатели протестируют автопилот, после чего получат все необходимые разрешения от государственного регулятора.
А норвежская Kongsberg Maritime в сотрудничестве с британской Automated Ships создает полностью автоматическое судно для сервисных операций на шельфе. Корабль под названием Hrönn будет спущен на воду в 2018 году. Ходовые испытания проведут на недавно построенном в Тронхеймском фьорде автоматизированном испытательном стенде под контролем судового сертификатора DNV GL и госрегулятора Norwegian Maritime Authority (NMA).
Новое автоматической судно будет иметь небольшое водоизмещение, его задачей станет обслуживание шельфовых нефтегазовых разработок и ветроэлектростанций. Корабль будет в основном доставлять различные грузы, но возможно и его использование в качестве платформы для запуска автономных подводных роботов.
На первых порах Hrönn будет работать под контролем рулевого, управляющего им дистанционно, как самолетом-беспилотником. Но затем судно перейдет в полностью автоматический режим, так как алгоритмы управления, заложенные в его компьютер, предусматривают оба способа.