Росгеология начала восстановительный ремонт и работы по вводу в эксплуатацию инженерно-геологического бурового судна Бавенит. Об этом Росгеология сообщила 7 февраля 2018 г.
Бавенит был построен в 1986 г на верфи Holming OY в Финляндии по проекту П-2790. Судно имеет классификацию DYNPOS-2 и ледовый класс Arc4. Бавенит является единственным в России специализированным судном для инженерно-геологического бурения и геотехнических исследований в скважинах.
Для проведения буровых и геотехнических работ судно оснащено:
— буровой вышкой высотой 26 м и грузоподъемностью до 80 т,
— буровой шахтой размером 4,5х4,5 м,
— компенсатором вертикальных перемещений судна до 7 м,
— системой динамического позиционирования KONGSBERG SDP-21, позволяющей в автоматическом режиме удерживать судно на точке исследований или двигаться с заданными параметрами при проведении различных видов работ.
Буровое оборудование, установленное на судне Бавенит, позволяет осуществлять такие виды работ как:
— вращательное бурение двойной колонковой трубой (без обсадки) в грунтах и горных породах (буровая установка немецкой фирмы WIRTH),
— скважинный пробоотбор при помощи колонкового снаряда Christensen, вдавливаемого Wipsampler, забивного Hammer sampler и поршневых Piston пробоотборников диаметром 51 и 76 мм,
— отбор грунтовых колонок забортными техническими средствами (пробоотборниками): гравитационными поршневыми забивными трубками,
— испытание грунтов в массиве (in-sitn) статическим зондированием (зонд соответствует Евростандарту), измеряемые параметры: лобовое сопротивление боковое трение поровое давление температура.
C 1999 г Бавенит использовался в основном для работы за пределами российского шельфа. При этом модернизацию судно не проходило и было изношено.
Судно Бавенит было арендовано голландской Fugro для проведения инженерно-геологических изысканий в экономической зоне Анголы на основании контракта с компанией MAERSK Drilling.
В 2017 г стало известно о том, что изыскиваются средства на ремонт судна. Правительство РФ предложило перераспределить бюджетные средства, направив сэкономленные 700,7 млн руб с экологических статей на ремонт судна Бавенит.
Соответствующую субсидию в рамках реализации программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» предлагалось предоставить Арктическим морским инженерно-геологическим экспедициям (АМИГЭ), дочке Росгеологии. Это предложение вызвало критику со стороны комитета Госдумы РФ по экологии. Тем не менее, восстановительный ремонт судна Бавенит начались декабре 2017 г.
К окончанию модернизации судно будет 1 из самых технически оснащенных инженерно-геологических судов в мире.
Оно будет способно:
— бурить параметрические и разведочные скважины на глубину до 500 м при глубине моря до 500 м,
— выполнять бурение инженерно-геологических скважин на глубину до 400 м при глубине воды до 1100 м,
— выполнять геотехнические исследования грунтов в скважинах при глубинах до 1800 м,
— изучать забортными устройствами грунтовый разрез и его характеристики на глубину до 40 м при глубине воды до 2500 м,
— отбирать образцы донных грунтов при неограниченной глубине моря.
В настоящий момент выполняется ремонт и обновление судового, геотехнического и бурового оборудования.
Работы планируется завершить в мае 2018 г.
В осенне-летний сезон 2018 г планируются работы судна на арктическом шельфе России.
Также в настоящий момент ведутся переговоры по загрузке судна на 2019 г.
Судно сможет не только участвовать в проектах Газпрома, Роснефти, НОВАТЭКа и ЛУКОЙЛа, но и поможет решить вопросы по подтверждению местоположения внешней границы континентально шельфа РФ в Северном Ледовитом океане.
Также обсуждается возможность его привлечения к работам по инженерно-геологическому и геокриологическому картированию российского шельфа Арктики.