20.02.2018

Нужно ли арктическому шельфу отдельное министерство

В Москве, в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, открылась III Международная конференция «Арктика-2018: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов». Участники форума обсуждают ключевые проекты освоения Арктического региона, добычу минерально-сырьевых ресурсов, эффективное управление арктическими территориями и развитие инвестиционного потенциала регионов. Также в фокусе внимания − социальные программы, инженерные разработки и инновационные технологии в добыче и переработке полезных ископаемых, международное сотрудничество, развитие транспортной инфраструктуры, вопросы экологии, арктический туризм, подготовка кадров, энергетическая безопасность, цифровые технологии и др. Корреспондент «ФедералПресс» разбирался в отдаленных северных реалиях.

По уже сложившейся традиции в форуме участвуют представители профильных комитетов Совета Федерации, комитета ГД по энергетике, комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, министерства экономического развития РФ, министерства природных ресурсов и экологии РФ, министерства промышленности и торговли РФ, министерства энергетики РФ, Союза нефтегазопромышленников России, Аналитического центра при правительстве РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей. Конференция проводится компанией «Системный Консалтинг», журналом «Региональная энергетика и энергосбережение» совместно с ТПП РФ и РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

Огромное неосвоенное пространство без плана развития

К территориям Севера и приравненным к ним относится около 70 % площади страны, и именно на этих территориях ведется добыча почти 90 % от общего объема российского газа. Нефти в процентном отношении пока добывается чуть меньше, но все впереди, так как уже скоро нефтедобыча должна будет в массовом порядке сместиться на арктический шельф. Где, по самым скромным прогнозам, сосредоточено около 25 % мировых запасов углеводородов. При этом у России в Арктике пока нет подходящих технологий добычи, нет развитой инфраструктуры, включая энергетическую составляющую, и нет программы стратегического освоения. То есть, проблем и вопросов в отношении Арктики сейчас гораздо больше, чем реализованных решений. Пока основным документом развития региона является Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ», которая продлена до 2025 года. В ней декларируются цели по созданию условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны, достижения стратегических интересов и обеспечения национальной безопасности России в Арктике. Более приземленный законопроект о развитии Арктической зоны, который разрабатывается с 2014 года, все еще находится в стадии изменений и дополнений. Сейчас последние правки в него вносит Минэкономразвития РФ. Акцент в документе делается на создании опорных зон развития северных регионов.

Отсутствие основополагающего документа привело к тому, что многие участники форума требовали упорядочения правового регулирования. То есть, разобраться с вопросом − а что мы хотим получить в итоге и какими средствами? Говоря о ситуации правовой и бюджетной неопределенности, президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль заявил о необходимости разработки концепции освоения региона и арктического шельфа. Он посетовал, что государство вкладывает в развитие арктического региона мало средств − ежегодно это около 10 млрд рублей. Хотя, по мнению Шмаля, здесь требуется не менее 10 млрд долларов.

В свою очередь, генеральный директор НГБ-Энергодиагностика Владимир Надеин, который является экспертом по морским добычным платформам, предложил создать министерство шельфа. По его мнению, освоение кладовых арктических морей потребует уровня технологий не меньше космического. К примеру, добыча нефти и газа с глубинных месторождений в условиях постоянных дрейфующих ледяных полей возможна только с погружных платформ, то есть, фактически с подводных лодок. Надеин посетовал, что нет координации работ не только на шельфе, но и в науке и технологиях.

Что нет координации и стратегии, ставили в вину правительству и на круглом столе, посвященном цифровизации Арктической зоны. Его участники говорили, что развитие энергосистемы и систем связи идет хаотично и без стратегического плана, что порождает серьезные пробелы в работе и ведет к неэффективному использованию ресурсов. Говоря о недостатках планирования, руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН Валерий Журавель предложил увеличить минимальный срок стратегического планирования работ на территориях Арктики до 50 лет, то есть почти в 5 раз больше предусмотренных в нынешних документах стратегического планирования.

Экология сидит на трубе

И в нее же она может вылететь. Экология Крайнего Севера − это нечто хрупкое и плохо восстановимое. Выступающие подчеркивали, что Север требует в этом плане особого отношения. Вред наносят не только следы от гусениц вездеходов в тундре, которые не зарастают десятилетиями. Куда хуже аварии на нефтепроводах. Один из участников заявил, что более 95 процентов этих аварий нефтепроводов вызвано коррозионными разрушениями и изношенностью оборудования. И по расчетам аналитиков, для модернизации всей сети промысловых нефтепроводов потребуется более 1,3 триллиона рублей. Пока эта сумма выглядит просто неподъемной. «Чтобы не допустить разливов нефти и подобных экологических происшествий, требуется очень надежное оборудование, специальные системы оповещения и системы ликвидации подобных разливов. Надо заниматься созданием испытательных полигонов, отрабатывать оборудование. Только в том случае, когда надежность будет 99,99999, можно выходить на арктический шельф», − такую рекомендацию дал Геннадий Шмаль.+

Международный аспект

В прошлом году председательство в Арктическом совете (АС), в который входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция, перешло от США к Финляндии. Как это повлияло на международные отношения в Арктическим регионе, прокомментировал руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН Валерий Журавель.

«Председательство США в АС пришлось на 2014−2017 годы, когда в мире резко обострилась политическая обстановка. Но, к чести США, они не перенесли свои противоречия с Россией на работу АС. Это позволило провести ряд результативных международных встреч и подготовить к подписанию в Фербанксе несколько важных документов. В том числе, Россия, США, Норвегия, Дания и Канада подписали соглашение о запрете рыбной ловли в международных водах Арктики. Договоренности касаются района открытого моря за пределами исключительных экономических зон. В ходе своего председательства США открыто признали, что ранее уделяли недостаточно внимания Арктике и сильно отстали в этом вопросе от других стран арктического региона, включая Россию.

Что касается председательства Финляндии, то есть уверенность, что с учетом ее богатейшего опыта работы в Арктике, оно пройдет успешно. Являясь нейтральным государством с большим авторитетом внутри ЕС, Финляндия, вероятно, попытается снизить градус напряженности между ведущими государствами мира, имеющими свои интересы в этом регионе», − уточнил Журавель.

Допустить к нефти малый бизнес

По мнению Геннадия Шмаля, для освоения малых месторождений, на которых невыгодно и неперспективно заниматься крупным компаниям, необходимо участие малого и среднего бизнеса.

«Сегодня у России нет крупных месторождений в Арктике, в связи с чем нужно заниматься увеличением разработки малых месторождений, которое невозможно без развития малого бизнеса, потому что компании-гиганты не пойдут на малые месторождения», – пояснил Шмаль. Он уточнил, что преимущество сервисных компаний при работе с малыми компаниями проявляется в том, что у них нет необходимости оформлять скважину как опасный объект, получать разрешения, допуски для работы со взрывчатыми материалами, то есть, работать с чиновниками.

Белая книга Арктики по-китайски

Китай, несмотря на то, что географически не имеет к Арктике никакого отношения, очень активизировал свое участие в развитии данного региона. По словам председателя Координационного совета МКПП по взаимодействию с бизнес-объединениями стран Азии: «Развитие Российско-Китайского сотрудничества по совместным проектам в Арктике» Владимира Ремыги, в КНР издана «Белая книга Арктики». В ней недвусмысленно заявляется, что Китай, являясь богатой и большой страной, не может оставаться в стороне от раздела такого привлекательного пирога, как Арктика.

«Китайцы сейчас заявляют о трех своих стратегических приоритетах: Арктика − интернет − космос. То есть, освоение Арктики они ставят выше освоения космоса. Китайцы ставят четыре стратегические цели: обеспечить себе судоходство, рыболовство, разведку и добычу полезных ископаемых, а также пролет самолетов», − подчеркнул он. В этой связи Ремыга задался вопросом − а в каком качестве России нужен в Арктике Китай? И сам на него ответил: России Китай интересен как инвестор (к примеру, китайцам уже принадлежит 29,9 % Ямал-СПГ), а также в освоении Северного морского пути как поставщик грузов для перевозки и производитель грузовых судов ледового класса.

Сегодня конференция продолжит работу.

Источник

Источник