Финляндия и Россия запустят информационную кампанию по реализации Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах ("Полярный кодекс"). Об этом сообщила ТАСС ведущий эксперт агентства транспортной безопасности Финляндии Анита Мякинен в кулуарах конференции, посвященной применению кодекса, которая проходит в четверг в Хельсинки. Старт кампании будет дан в рамках мероприятия.
Правила и нормы
"В Арктическом совете есть рабочая группа по защите арктической морской среды, это также группа экспертов по судоходству, я вхожу в нее. Вместе с моими российскими коллегами мы разработали проект, первая часть которого представляет собой подготовленную нами брошюру, где рассказывается о том, что такое "Полярный кодекс", — отметила она. По словам специалиста, документ "охватывает суда как в Арктике, так и в Антарктике, в нем прописаны правила, регулирующие их структуру, то, каким должен быть экипаж, правила в отношении окружающей среды".
"Цель этой части проекта заключается в том, чтобы корабль, который попадает в зону действия "Полярного кодекса", приходит в соответствующий порт, получал вот такой путеводитель. Таким образом мы пытаемся распространить информацию, чтобы каждый знал, что представляет собой кодекс, какие правила в нем прописаны, то есть это своего рода информационная кампания", — пояснила Мякинен. Она сообщила, что позже, в ходе дальнейших фаз работы — она пока еще продолжается, "есть намерение оценить, насколько хорошо те суда, которые курсируют в Арктическом регионе, соблюдают кодекс".
"Планируется давать по этому поводу систематическую статистику. Государство, под флагом которого ходит корабль, должно будет выдавать экипажу что-то вроде сертификата "Полярного кодекса". Там будет сказано, где именно этот конкретный корабль может перемещаться в регионе", — рассказала эксперт.
"Если сравнивать, например, с ситуацией на Балтийском море, то у нас здесь есть лед, возраст которого составляет один год. Если же мы посмотрит на Арктику, на ее часть в северных регионах России, там ледовый покров многолетний. Корабли под финским флагом, в частности, строились для ледового класса, который характерен для Финляндии и Швеции (условий Балтики — прим. ТАСС), такому судну нельзя идти туда, где есть многолетний лед, это небезопасно", — подчеркнула Мякинен.
Она указала, что проект, подготовленный вместе с российской стороной, "считается очень важным". "Полярный кодекс" вступил в силу лишь в прошлом году, то есть действует только год, и только сегодня мы услышим, что различные арктические государства скажут по поводу его реализации. Есть много неясностей, связанных с ним, поэтому мы и начинаем информационную кампанию", — заключила эксперт.
Кодекс безопасности
"Полярный кодекс" призван обеспечить безопасность судоходства при соблюдении экологических норм. Решение о его создании Международная морская организация приняла в 1996 году. Основной задачей документа была выработка общих правил и требований по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения в покрытых льдом полярных водах.
"Полярный кодекс" охватывает вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах. В нем есть как обязательные требования, так и рекомендации.