На прошлой неделе представители служб береговой охраны Канады, Дании, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, США, Финляндии и Швеции собрались в финском Оулу, где состоится ряд совещаний специалистов и руководителей Арктического форума береговой охраны (АФБО).
Совещания, по информации организаторов, проводились с целью подготовки вторых практических учений АФБО, которые должны пройти в водах Финляндии в начале 2019 года, а также, помимо прочего, изыскания новых сфер для сотрудничества.
Первые практические учения под кодовым наименованием «Арктический страж» состоялись в сентябре 2017 года у побережья Исландии с участием кораблей береговой охраны Канады, Дании, Исландии, Норвегии и США.
Форум на пороге зрелости
Идея АФБО появилась в 2015 году – как организации, принимающей решения на основе консенсуса и ориентированной на оперативное сотрудничество, предоставляющей береговой охране циркумполярного региона фокусироваться на вопросах, представляющих общий интерес в Арктике – поиске и спасении, ликвидации ЧС, ледокольном обеспечении.
«Поразительно наблюдать, как формируется Арктический форум береговой охраны, –сказала Ребекка Пинкус, научный руководитель американского Центра арктических исследований и политики, находящегося в Академии береговой охраны в Нью-Лондоне, штат Коннектикут. – Он растёт, это уже не новый форум, он вступает в свой четвёртый год, на его счету имеются практические учения, он провёл пару штабных учений, делегации уже прекрасно знакомы друг с другом, выстраиваются крепкие отношения, и я думаю, что это говорит о том, что форум вступает в пору зрелости».
Прагматичное сотрудничество
По словам Ребекки Пинкус, побывавшей на ряде совещания АФБО в Оулу, форуму удаются дистанцироваться от нарастающих политических трений между Россией и Западом – во многом благодаря фокусированию на его основной миссии: «Это форум служб береговой охраны, по-настоящему сосредоточенных на выполнении работы. В конечном счёте, речь идёт о том, чтобы как можно лучше выполнить работу по спасению жизней, ликвидации ЧС. С моей точки зрения как наблюдателя, каждый делает потрясающую работу, чтобы ничего не политизировать».
Какие бы разногласия не возникали, подчеркнула она, они решаются в прагматическом, практическом ключе и с пониманием того, что все страны Арктики сталкиваются с общими проблемами при ликвидации ЧС на севере – огромными расстояниями в Арктике, отсутствием инфраструктуры и тяжёлыми условиями. «За каких-то три года в Арктике резко выросло движение круизных судов, что породило общее осознание того, что ставки высоки и что прагматические, практически-ориентированные отношения имеют большое значение для работы без переноса фокуса на политические дела».
Учения по ликвидации нефтяных разливов
Совещания специалистов и руководителей АФБО совпали по времени с заседанием Рабочей группы по предотвращению чрезвычайных ситуаций, готовности к ЧС и реагированию на ЧС Арктического совета и учениями и семинаром по ликвидации нефтяных разливов в Арктике, организованными Институтом охраны окружающей среды Финляндии в тесном сотрудничестве с береговой охраной Швеции.
Мероприятия прошли в рамках Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике (MOSPA), принятого Арктическим советом в 2013 году, и Копенгагенского соглашения.
«Думаю, финны прекрасно справляются с председательскими обязанностями в Арктическом совете, – сказала Пинкус в телефонном интервью из Нью-Лондона. – И в Арктическом совете, и АФБО они председательствуют с большой энергией и тщательно продуманной программой».