Круглогодичное использование Северного морского пути может таить угрозу для природы арктического региона. Специально для ТАСС эксперты рассказали о самых больших экологических рисках и возможных путях их минимизации.
Развитие Северного морского пути станет предметом дискуссионной программы ПМЭФ-2018, 25 мая пройдет сессия международного арктического форума " Арктика — территория диалога" — "Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста".
Требования к судам
Важная проблема, которая может возникнуть при росте грузооборота по Севморпути — загрязнение морских вод двигателями судов. Также чем интенсивнее будет проводка судов по северным водам, тем выше риск разлива нефтепродуктов в случае чрезвычайного происшествия.
"Сейчас появилась тенденция использовать не мазут или дизельное топливо, а использовать газ [в качестве топлива для кораблей]. В этом отношении выбросы становится более экологически чистыми, и такие суда, они не должны существенного ущерба наносить даже при увлечении потока. Кроме того, у нас будут использоваться газовозы для перевозки сжиженного газа, они современные, и танкеры тоже с двойными бортами, с двойным дном, поэтому с точки зрения разливов это минимальная [опасность]. В этом отношении, я считаю, самое главное, чтобы современные суда [ходили], и как можно меньше использовалось того, что построено было там в 1940-х и 1950-х годах, а там и такие суда тоже есть", — рассказал ТАСС заместитель генерального директора ЦКБ "Алмаз" Владимир Воробьев.
Он добавил, что атомные ледоколы вообще не наносят ущерба природе Арктики. "У атомных ледоколов вообще ничего не сбрасывается, и нет газовых выбросов как на дизельных судах. В этом отношении атомное судно — абсолютно чистое, за все время эксплуатации никаких радиационных выбросов даже ледокол "Ленин", который самый старый до модернизации, он не нанес никакого ущерба", — сказал Воробьев.
Защита морских млекопитающих
Как отметил ТАСС старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН Илья Мордвинцев, особенного внимания требует также выбор маршрутов следования судов, которые не должны затрагивать места логовищ морских млекопитающих.
"В зимний и особенно весенний период нужно четко прокладывать эти пути, чтобы не задеть места логовищ кольчатой нерпы и других тюленей. Основной вопрос — это проводка судов в обход мест, где тюлени делают свои логи до выхода из-под снега бельков. Нарушение этих ледовых территорий приводит к гибели тюленей, соответственно, гибель тюленьего молодняка приводит к сокращению численности тюленей в определенных местах", — сказал Мордвинцев.
Он добавил, что уменьшение популяции тюленей, в свою очередь, "бьет" по белому медведю, который охотится на ластоногих. "Самки в весенний период выходят с медвежатами из берлог, они в основном роют эти логи и питаются бельками — это основной их корм в этот период. Влияние на белых медведей будет оказано, если не учитывать в проводке судов обход родовых мест тюленей", — пояснил старший научный сотрудник.
Он также отметил, что уже есть удачный пример в Белом море, когда использовались спутниковые данные для определения мест нахождения тюленей. "По спутниковым данным определяли места и давали судам рекомендации идти в обход. Пример, что нужно делать, чтобы не повредить морским млекопитающим", — отметил Мордвинцев.
Продолжение исследований
Как отметил ТАСС директор Главной геофизической обсерватории им. Воейкова, занимающейся в том числе исследованиями в области изменения климата, увеличение трафика по Севморпути несет минимальные риски с точки зрения климатического воздействия. Тем не менее эксперт напомнил, что Арктика является очень хрупкой экосистемой, и экологический ущерб, если он все же будет нанесен, будет ликвидировать чрезвычайно сложно и дорого.
"Насчет климата влияние незначительное, но навредить помимо климата, в смысле экологии очень даже можно. Поэтому необходимо предавать большое значение различным видам экологической безопасности, не пренебрегать даже самыми малым и вероятностями того, что может произойти, все время во все стратегические планы включать эти моменты. Ни в коем случае нельзя прекращать заниматься развитием методов и способов минимизирования потенциальных последствий, если что-то случается", — отметил ученый.
Другие риски
Впрочем, эксперты обращают внимание не только на будущие риски, которые могут возникнуть для природы Севера в случае интенсивного развития Севморпути. Уже сейчас существует целый ряд важнейших проблем, которые необходимо решать.
Одним важнейших из направлений, для которого необходимо привлечение международных институтов, является борьба с выбросами сажи, которые влияют на изменение климата, в том числе в арктическом регионе, рассказал ТАСС председатель совещательной комиссии Финляндии по вопросам Арктики Мяки-Рейникка.
"Мы можем модернизировать с помощью международного финансирования некоторые электростанции. Сажа [которую они выбрасывают] попадает на лед и ускоряет процесс [его] таяния. Процесс глобального потепления в два раза активнее в Арктике, чем в остальном мире. Это вопрос, в котором мы можем легко сделать достаточно много при помощи международных финансовых институтов", — пояснил Мяки-Рейникка.