В XXI веке Арктика занимает стратегическое положение и является объектом развивающейся конкуренции государств и высокотехнологичных компаний и научных организаций.
Страны и заинтересованные промышленные группы стремятся усилить здесь свое влияние и закрепить собственное физическое присутствие или инфраструктурное участие в проектах, осуществить поставку продукции или применение технологий, пролоббировать внедрение узкопрофессиональных и национальных отраслевых правил, стандартов и технических регламентов.
Помимо основных арктических игроков, к региону проявляют интерес и нерегиональные игроки, среди которых КНР, Япония, Южная Корея. Они явно не претендуют на огромные запасы арктического шельфа, но при этом изучают возможные перспективы использования морских транспортных путей для улучшения собственного экономического благополучия. С каждым годом их влияние все сильнее ощущается в регионе.
Так, в 2017 году КНР официально объявила о намерении развивать инициативу Полярного Шелкового пути в Арктике, создавая морские торговые пути и укрепляя торговые отношения с разными странами региона. Использование морских путей и природных ресурсов Арктики может оказать огромное влияние на энергетическую стратегию и экономическое развитие КНР, которая входит в число мировых лидеров в сфере внешней торговли и является крупнейшим потребителем энергоносителей в мире.
Еще в августе 2014 года Владимир Путин заявил: «Россия должна больше внимания уделить укреплению позиций в Арктике, поскольку этот регион представляет сосредоточение интересов страны во многих сферах. Арктика является важнейшим и очень перспективным регионом России, а помимо сырья, он еще и исключительно удобен для развития транспортной инфраструктуры».
Позиционирование на мировой политической арене арктических территорий как исключительной экономической зоны Российской Федерации требует развития региональной транспортной сети, в том числе грузовых и пассажирских авиаперевозок.
В утвержденной Президентом РФ «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» отмечается дефицит самолетов и технологических возможностей по изучению, освоению и использованию арктических пространств и ресурсов, недостаточная готовность к переходу на инновационный путь развития Арктической зоны Российской Федерации (п. 4). В связи с этим важно отметить, что создание новых российских самолетов Ил-112 для эксплуатации в Арктике находится под контролем Военно-промышленной комиссии РФ.
В целях модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, обеспечивающей сохранение Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали РФ согласно п. 12, предусматривается:
-
совершенствование транспортной инфраструктуры в регионах освоения арктического континентального шельфа в целях диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки;
-
формирование современных транспортно-логистических узлов обеспечения магистральных и международных перевозок на базе аэропортов федерального значения и региональных аэропортов малой интенсивности полетов;
-
создание и развитие системы комплексной безопасности арктического судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, включая навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, ледокольное и иные виды обеспечения, создание комплексных аварийно-спасательных центров;
-
развитие эффективной системы авиационного обслуживания арктических районов, включая реконструкцию и модернизацию аэропортовой сети вдоль трассы Северного морского пути (СМП);
-
развитие малой авиации с целью удовлетворения потребностей в воздушных перевозках и обеспечения их доступности в Арктической зоне Российской Федерации.
На данный момент в рамках реализации утвержденной Президентом Российской Федерации «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.» идет активное осуществление поставленных стратегических задач в этой области.
Министерство обороны России ведет строительство военной инфраструктуры от Кольского полуострова до Чукотки – всего более 100 объектов капитального строительства, расположенных на территории арктических военных баз на Земле Франца Иосифа, Новой Земле, острове Среднем (архипелаг Северная Земля), мысе Шмидта, островах Врангеля и Котельный. Транспортная доступность к ним обеспечивается при помощи авиации полярного базирования.
Развитие СМП без авиационной поддержки удаленных портов и транспортной инфраструктуры не позволяет в комплексе решить задачи «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».
Самолетостроение
Российская самолетостроительная отрасль имеет основу для принципиального изменения стратегической позиции инфраструктуры в Арктике, к превращению отрасли в один из мировых центров авиастроения и однозначного лидера полярной авиационной техники.
Сегодня выполнение транспортной задачи в Арктическом регионе обеспечивается не только с помощью устаревшего парка самолетов, но и путем разработки новых перспективных самолетов, предназначенных для полярной эксплуатации и базирования. В частности, одним из таких проектов является реализация гражданской и военной версий самолетов Ил-112 и Ил-114 для регионов Крайнего Севера и на Дальнем Востоке.
В России сегодня ведется системная и активная работа по ранее разработанным моделям (до периода системного кризиса 1990-х и 2000-х), постановке их в серийное производство, а также по созданию новых моделей и разработки арктического исполнения данных машин.
В частности, формируется задел для замены Ан-74 и Ан-26: новый легкий транспортный самолет Ил-112 готовится к летным испытаниям. Предполагается, что эти машины восполнят пробелы в отечественной авиации из-за закрытия украинского КБ «Антонов» и станут разумным продолжением технологического задела советского гражданского авиастроения.
Российские самолеты в Арктике будет конкурировать в самом емком сегменте мирового рынка арктических перевозок до пяти тонн. Важно также, что Ил-112 выигрывает по параметрам у своих советских конкурентов, однако не может быть сопоставлен с Lokheed Martin C130 и Airbus A400 ввиду разных тактико-технических характеристик и транспортных задач.
На основании этого Минпромторг России рассчитывает в ближайшее десятилетие поставить потребителям более 10 единиц Ил-112 и Ил-114. Данный показатель подтверждает уверенную и стабильную стратегию продвижения с точки зрения рыночного успеха на узкоспециализированном, но емком рынке полярной авиации.
Вклад Ростеха
Важно отметить, что для авиационного кластера Ростеха создание продукции для арктической зоны является вопросом синергетического взаимодействия высокотехнологичных компаний разных отраслей. Для авиационных организаций присуща диверсификация и возможно увеличения доли гражданской продукции и выполнение основных положений стратегии Корпорации и программ инновационного развития, поставленных перед всеми холдинговыми компаниями Госкорпорации Ростех.
Продукция авиационного кластера Ростеха объединяет результаты деятельности профильных холдинговых компаний, такие как Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), «Росэлектроника», «РТ-Химкомпозит», «Швабе» и «Технодинамика».
Наличие комплексного системного подхода организаций Ростеха позволяет совместить компетенции авиационного кластера Госкорпорации. Так, разработки холдинга «Технодинамика» в полной мере позволят реализовать арктическую авиационную технику на базе проверенных и стабильных решений и изобретений.
Холдинг «РТ-Химкомпозит» обеспечивает композитную составляющую перспективных авиационных проектов и в случае развития новых технологий и проведения исследований в части применения композиционных материалов в самолетах арктического базирования – позволит качественно повысить летно-технические характеристики новых самолетов.
Инновационный технологический подход в бортовом радиоэлектронном оборудовании – «стеклянная кабина». Это важное достижение КРЭТ и фактор конкурентоспособности российской авиационной техники.
Единственный в России поставщик технологичных сплавов и изделий из них для мирового авиапрома – ВСМПО-АВИСМА. Разработки корпорации позволяют ей стать поставщиком для 300 компаний в 50 странах мира, в том числе для лидеров мирового авиастроения: Boeing, Airbus, Snecma, Rolls-Royce, Pratt & Whitney и т.д. ВСМПО-АВИСМА обеспечивает до 40% потребностей Boeing в авиационном титане, 60% потребностей EADS (Airbus) и 100% – Embraer.
Таким образом, организации авиационного кластера Ростеха производят силовые агрегаты и комплектующие практически для всех образцов отечественной авиатехники. Корпорация превращается в лидирующего игрока мирового рынка наукоемкой продукции и авиационной техники для полярных регионов, причем в равной степени это относится как к гражданской, так и военной технике и продукции двойного назначения.
Почему так важно быть в авиарынке
Развитие Арктики и СМП без авиационной поддержки удаленных портов и транспортной инфраструктуры не позволяет в комплексе решить задачи «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».
Разные экспертные центры в период 2013–2015 гг. сформировали свои сценарии. Согласно прогнозу Boeing, в период 2013–2032 гг. мировой спрос на новые воздушные суда превысит 35 тыс. единиц, в том числе в страны СНГ будет поставлено 1170 новых самолетов на общую сумму 140 млрд долларов.
Спрос самолетов арктического исполнения не будет измеряться тысячами, но даже несколько авиаперевозчиков, соединений или групп могут разительно повысить конкурентоспособность РФ в Арктике.
Прогноз рынка гражданской авиации для Арктики, как транспортной, так и пассажирской техники на 2013-2032 годы, составит не более 1-2% от общего числа планируемой к выпуску гражданской авиационной техники. Но столь малый процент от общего рынка полярной авиации является ключом к Арктике. Основными заказчиками авиатехники арктического базирования являются ФОИВ и силовые структуры.
Прогноз рынка гражданской авиации на 2013-2032 годы
Тип самолетов | Региональные | Узкофюзеляжные | Широкофюзеляжные | ||
Малые | Средние | Большие | |||
Кол-во мест | <90 | 90-230 | 200-300 | 300-400 | >400 |
Кол-во новых самолетов | 2020 | 24 670 | 4530 | 3300 | 760 |
Ожидаемый объем рынка, $ млрд | 80 | 2290 | 1100 | 1090 | 280 |
При этом прогноз ведущего глобального экспертного центра Flight Global еще более оптимистичный. Эксперты уверены, что в период 2017–2037 гг. рынок авиаперевозок получит 43 725 новых коммерческих реактивных и турбовентиляторных самолетов.
Прогнозы по числу вводимых бортов, по сути, лишь отражают динамику роста перевозок. Так, долгосрочные данные International Civil Aviation Organization свидетельствуют о неизменном росте в период 2007–2016 гг. валового пассажиропотока.
Подводя итоги
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
-
Самолетостроение для арктической зоны возрождается за счет проведения работ по ранее разработанным моделям – Ил-114 и реализации нового Ил-112.
-
Для авиационного рынка полярной авиации главная тенденция состоит в расширении перечня потенциальных производителей – выйти на рынок могут американские авиапроизводители Lockheed-Martin и Airbus. На фоне возобновления активной коммерческой и технологической политики российских авиастроителей это принципиально повышает интенсивность конкуренции, особенно в классах самолетов арктического базирования.
-
Для закрепления на конкурентных позициях Ростеху необходимо формирование специализированного производственно-технологичного и научно-методического задела разработки и производства самолетов арктического базирования.
-
Прогноз рынка гражданской авиации для Арктики, как транспортной, так и пассажирской техники на 2013-2032 годы, составит не более 1-2% от общего числа планируемой к выпуску гражданской авиационной техники. Но столь малый процент от общего рынка полярной авиации является ключом к Арктике. Основными заказчиками таких самолетом и вертолетов арктического базирования являются ФОИВ и силовые структуры.
-
Развитие авиатехники арктического базирования является залогом конкурентоспособности России в Арктике, так как, несмотря на наличие флота и портов, оперативный доступ в центральную часть Арктики и вдоль СМП возможен только при помощи авиационной техники.