Глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков выступил с докладом на заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации, которое прошло под председательством председателя Совета, сенатора Галины Кареловой.
Главным вопросом в повестке заседания стало развитие социальной инфраструктуры Арктической зоны РФ. В совещании также приняли заместитель Министра здравоохранения РФ Евгений Камкин, первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина, первый заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства Татьяна Яковлева, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Никита Стасишин, сенаторы и депутаты, представители министерств и ведомств.
«Одна из важнейших целей развития Арктики — высокое качество жизни граждан, которые здесь живут и работают. Это требует не только объединения усилий властей всех уровней. Если каждое предприятие, работающее на этой территории, будет считать ее зоной своей социальной ответственности и находить в этом поддержку государства, темпы развития региона будут ускорены», — сказала в своем выступлении Галина Карелова.
Как отметил Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, развитие социальной инфраструктуры является основой для обеспечения достойного качества жизни северян. «Исторически Российская империя, затем СССР осваивали севера методом подвига. В двадцать первом веке мы обязаны, у нас нет другого выхода, перейти к новому, современному подходу по обеспечению людей, которые связывают свою судьбу с развитием Арктики, достойными, комфортабельными условиями жизни. Достижение этой цели возможно. На это направлена политика Президента России по опережающему развитию Арктики и Дальнего Востока», — отметил глава Минвостокразвития России.
Вся территория российской Арктики признана свободной экономической зоной, на которой используются инструменты государственной поддержки инвестиционных проектов. Созданы ТОР «Столица Арктики» и ТОР «Чукотка». С использованием механизмов государственной поддержки реализуются 747 инвестиционных проектов объемом 1,7 трлн рублей, создаются 39,6 тысяч новых рабочих мест, из которых около 12,5 тысяч рабочих мест уже созданы. Принят и реализуется План развития Северного морского пути.
На регионы АЗРФ распространена программа Президентская единая субсидия. В 2023 году выделены более 3 млрд рублей на решение первоочередных социальных задач. Всего на реализацию социально значимых проектов с использованием этого механизма в 2022-2026 гг. выделено 10,5 млрд рублей.
Особое внимание — развитию городов и населенных пунктов. Определены 16 опорных населенных пунктов в Арктической зоне РФ, развитие которых позволит сформировать каркас центров экономического роста. При этом применен агломерационный подход, учитывающий сложившиеся между арктическими территориями связи.
Ведется разработка мастер-планов развития опорных населенных пунктов, в которых проживают 1,7 млн человек. По поручению Президента России будут направлены дополнительные средства объемом 30 млрд рублей на реновацию закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), инфраструктура которых серьезно устарела. Благодаря этому решению работа по реновации ЗАТО получит новый импульс. Средства предусмотрены в проекте бюджета на 2024-2026 гг.
По данным Минвостокразвития России, более 4,6 тысяч северян стали участниками программы «Гектар». На своей земле граждане реализуют предпринимательские проекты, создают туристическую инфраструктуру, строят собственное жилье.
Принято решение о распространении на Арктическую зону РФ льготной ипотеки, действующей на Дальнем Востоке. Программой предусмотрено ограничение предельной стоимости жилья, приобретаемой с использованием этого механизма на территории АЗРФ. Министр пояснил, что это было сделано для исключения резкого роста цен на жилье и стимулирования застройщиков. «Рассчитываем, что в Арктику придут эффективные строительные компании и люди получат жилье по доступным ценам», — отметил Алексей Чекунков.
Как подчеркнула Галина Карелова, при разработке мастер-планов развития арктических территорий следует учитывать состояние социальной инфраструктуры, жилищного фонда, сетей, обеспеченности транспортом, а также численность и средний возраст жителей. Опорные пункты должны выбираться с учетом особенностей логистики региона, удаленности образовательных, медицинских, социальных учреждений от мест проживания и кочевий. Опорными, при этом, могут быть не только крупные населенные пункты, но и те, что расположены вне агломераций с высоким экономическим потенциалом. «Важно создать центры притяжений, своего рода инфраструктурные центры для прилегающих территорий», — заключила Галина Карелова.
Рекомендации Совета будут направлены в Правительство РФ, профильные министерства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.