09.04.2015

Эколого-экономическая оценка перспективы развития Арктики

Потенциал арктической зоны

Арктическая зона России (АЗР) охватывает обширную территорию, в основном в пределах Полярного круга. В АЗР расположены полностью или частично восемь субъектов Российской Федерации. Морская часть АЗР включает внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф, где Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Международным морским правом.

Хозяйственное использование АЗР осуществляется на протяжении многих веков, однако широкомасштабное освоение ее началось в середине XX в. К настоящему времени в мегарегионе создана многопрофильная производственная и социальная инфраструктура, преимущественно сырьевых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, Северного морского пути. Сегодня АЗР играет важную роль в национальной экономике и устойчивом развитии арктических и других северных регионов страны. В АЗР имеются уникальные запасы углеводородного сырья и едва ли не весь спектр минерального, в том числе стратегического сырья. В АЗР производится продукция, обеспечивающая получение 11% национального дохода России (при доле населения, равной 1%) и составляющая 22% объема российского экспорта. Здесь добывается и производится до 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди,96% платиноидов, 100% барита. Развиты другие отрасли специализации: нефтяная, угольная, железорудная и сталелитейная, марганцевая, хромовая, вольфрамовая, серебродобывающая, золотодобывающая, фосфорная промышленность.

Стратегическим потенциалом устойчивого развития АЗР являются морские месторождения углеводородного сырья. На долю арктических морей России приходится около 85% суммарных ресурсов углеводородов (от общих ресурсов шельфа). Основные ресурсы сосредоточены в Баренцевом и Карском морях (Природные ресурсы и окружающая среда России / Ред. Н.Г. Рыбальский. Изд-во НИА-Природа и РЭФИА. М, 2001, 572 с.). В частности, общий объем запасов природного газа на арктическом шельфе составляет 57.1 трлн. м3 или 32.2% от общероссийских запасов (Государственный доклад «О состоянии минерально-сырьевой базы РФ» М., МПР РФ, 2002, 166 с.).

На шельфе Баренцева моря выявлены уникальные и крупные месторождения углеводородов, в том числе 3 — газовых, 3 — газоконденсатных, 1 — нефтегазоконденсатное, 5 нефтяных месторождений. Газовые месторождения Ледовое, Лудловское, Мурманское и Штокмановское относятся к главнейшим на территории Российской Федерации. В них сосредоточено 68% разведанных запасов Российского шельфа. Наиболее крупное — Штокмановское — месторождение с запасами свободного газа более 3200 млрд. м3 подготовлено к промышленному освоению. Среди нефтяных месторождений выделяется Приразломное (подтвержденные запасы 65 млн. т.).

На шельфе Карского моря установлены запасы трех крупных морских газовых месторождений, из которых два уникальных (Ленинградское и Русановское). Все три морских месторождения находятся в разведке. Шесть газовых месторождений частично расположены на континентальном шельфе, частично на прибрежной территории. Выявлены также два нефтяных месторождения — Салекаптское и Юрхаровское. Разведанность начальных суммарных ресурсов углеводородного сырья на шельфах Баренцева и Карского моря составляет от 1 до 10-12% (там же).

На рыбохозяйственный комплекс АЗР приходится до 15% от общих объемов уловов водных биоресурсов и производимой рыбной продукции в Российской Федерации. В Белом и Баренцевом морях запас сельди оценивается в 12 тыс. т (годовой вылов 684 т), чешско-печорской сельди — 10 тыс. т (вылов 1.5 тыс. т), беломорской наваги — 2 тыс. т (вылов 842.5 т), камбалы и ерша — 70-100 тыс. т (вылов до 1.9 тыс. т). Запасы основного баренцевоморского промыслового вида — трески — достигают 1342 тыс. т. Вылов мойвы достигает 243 тыс. т, сайки 37.5 тыс. т, зубатки — до 20.0 тыс. т. В Печорском бассейне вылавливаются сиг, ряпушка, пелядь и чир. Суммарный вылов семги по Архангельской области составляет 20.7 т. Вклад донных рыб в общий вылов составляет 260 тыс. т, а пелагических рыб — 243 тыс. т. Общая численность беломорской популяции гренландского тюленя достигает 2 млн. голов. Численность кольчатой нерпы оценивается примерно в 35-45 тыс. голов, а объем ее ежегодной добычи — около 600 голов. Наиболее многочисленным видом китообразных в Белом и Баренцевом морях является белуха, общая численность которой в этом бассейне составляет около 20 тыс. голов. Ресурсы морских млекопитающих Беломорско-Баренцевоморского региона позволяют ежегодно добывать здесь в общей сложности более 50 тыс. ластоногих и китообразных (белух), однако наиболее полно осваиваются сейчас лишь квоты добычи гренландского тюленя и кольчатой нерпы. Промысел белухи в последнее десятилетие полностью прекратился по причине своей нерентабельности.

В западной части Берингова моря численность популяций всех видов ластоногих составляет более 1 млн. голов, в том числе лахтака — около 250 тыс., морских котиков — 230-240 тыс., моржа — не более 200 тыс., акибы — 130 тыс., крылатки — 117 тыс. и ларги — 107 тыс. голов. Общие промысловые ресурсы позволяют добывать в данном регионе ежегодно около 33 тыс. голов морских млекопитающих. Однако в последние годы не используется и половина выделяемых квот.

Наиболее многочисленны в Дальневосточном регионе серые киты чукотско-калифорнийской популяции, численность которых оценивается примерно в 17.5 тыс. голов, белухи — более 10 тыс. голов и полярного (гренландского) кита — свыше 9.5 тыс. голов. Киты добываются в ограниченном количестве местными жителями Чукотки в соответствии с квотами, рекомендуемыми Международной китобойной комиссией для обеспечения пищевых потребностей коренного населения Севера.

Среди нерыбных объектов промысла в Барнецевом море наиболее важный вид — креветка. Российский флот добывает ее в Баренцевом море и к западу от Шпицбергена. Вылов креветки составляет всего 3.8 тыс. т при возможностях увеличения до 14.7 тыс. т. Добыча исландского гребешка составляет всего 5.1 тыс. т. Неполный выбор квоты (13.8 тыс. т) связан с недостаточными промысловыми усилиями.

Камчатский краб, вселенный в Баренцево море в 1960-х гг., продолжает расширять свой ареал к востоку. Его промысловый запас в 2002 г. составил около 3.3 млн. экз.

Промышленная добыча водорослей ведется на Белом и в Баренцевом морях, и на Дальнем Востоке. В Баренцевом море ежегодно добывается до 700 т ламинарий (в районах губы Териберской и острова Малый Олений), что составляет всего 5.3% от выделенных лимитов. Фукусовых добыто только 50 т (возможная добыча — 400 т). В Белом море добыча водорослей ведется в основном в Онежском заливе, особенно у Соловецких островов, хотя значительные ресурсы есть и в Кандалакшском заливе, и у Терского берега. Недоиспользуются и богатые запасы ламинарии (фактическая добыча в 2002 г. составила 2939 т (сырец), или не более 15% возможной добычи). В еще меньшей степени осваиваются ресурсы фукоидов — 249 т (сухой вес). Огромные ресурсы ламинарии в Лумбовском заливе (возможная добыча 10 тыс. т) представляют важный резерв для развития водорослевой промышленности. Однако пока интерес к освоению запасов водорослей невелик.

Арктику отличают выгодные транспортно-географические условия, так как здесь пролегают кратчайшие пути между Россией, США и другими развитыми странами. В 1990-х годах объемы перевозок грузов в арктической зоне морским, речным, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом уменьшились в 3-4 раза по сравнению с предшествующими годами. Это связано с ликвидацией в новых экономических условиях централизованного материально-технического снабжения арктических районов, приватизацией морских пароходов и портов, уменьшением роли государства в решении транспортных проблем. Все это проявляется в снижении объемов и доли государственных ассигнований в текущих расходах предприятий транспортного комплекса и финансировании инвестиций в проекты развития транспорта, а также сокращением объемов работ и затрат, связанных с изучением и хозяйственным освоением Арктики.

Переход к рыночной экономике и ослабление роли государства в регулировании экономического, социального и экологического развития АЗР обусловили в 1990-е гг. снижение активности России в изучении и освоении Арктики, развитии морского потенциала на арктическом направлении. Одновременно начался спад экономической деятельности во многих базовых отраслях экономики, особенно в рыбном хозяйстве и на транспорте. Понимание жизненной необходимости решения проблем Арктики обусловливает формирование государственной стратегии восстановления и развития Севера России.

Базовые принципы и основные направления развития АЗР определены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», других нормативных документах. Важнейшие задачи, которые ставятся в них:

приоритетное решение социально-экономических проблем арктических регионов;
модернизация базовых отраслей хозяйства для повышения их конкурентоспособности; развитие транспортной инфраструктуры;
ограничение хозяйственной деятельности на экологически неблагополучных территориях;
сохранение условий для традиционного образа жизни и природопользования коренных малочисленных народов Севера;
развитие научной и инновационной деятельности в Арктике; развитие международного сотрудничества в области экономики, экологии, науки и техники.

Экологическая ситуация в Арктике

В результате снижения промышленного производства в 1990-е гг. объемы сбросов и выбросов вредных веществ в окружающую среду макрорегиона от наземных источников сократились на 7-10% и более. Вместе с тем Арктика депонирует загрязняющие вещества, поступающие в результате трансграничного переноса практически со всего северного полушария. Восстановление и развитие экономического потенциала АЗР и усиливающийся трансграничный перенос обусловливают увеличение антропогенной и техногенной нагрузки на природный комплекс Арктики.

Основными факторами импактного (точечного) загрязнения и антропогенных изменений арктических природных комплексов являются:

загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почв специфическими вредными веществами от предприятий металлургической и целлюлозно-бумажной промышленности, объектов энергетики;
накопление большого объема промышленных и бытовых отходов;
загрязнение почв, других компонентов природной среды от предприятий добычи нефти и газа;
складирование отработавших ресурс подводных лодок с ядерными энергетическими установками.

Наиболее значимые источники загрязнения Арктики на территории Российской Федерации — это горнометаллургические комбинаты в городах Норильск, Мончегорск и Никель, а также Архангельский и Соломбальский целлюлозно-бумажные комбинаты, нефтегазовые комплексы в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, объекты Северного флота, транспортного и рыболовного флотов, а также сбросы неочищенных сточных вод в населенных пунктах. Выбросы промышленных предприятий в атмосферу в условиях Арктики прослеживаются на территориях площадью тысячи квадратных километров. Когда почвенная эмиссия загрязняющих веществ в полярной зоне практически нулевая, загрязняющие вещества, поступающие через атмосферу, быстро разрушают ландшафтный покров (растительность, мох) полярных и приполярных территорий. Последствия этого самым губительным образом сказываются на оленеводстве.

Существенный вклад в загрязнение АЗР вносят источники, находящиеся за пределами России. В их числе: предприятия по переработке ядерного топлива в Европе, промышленные предприятия Северной Америки, Западной и Центральной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии. Из-за особенностей циркуляции воздушных масс в Арктике загрязняющие вещества, газовые и аэрозольные примеси скапливаются в ее атмосфере. Уровень загрязнения арктических морей ниже в сравнении с другими морями. Однако накопление определенных загрязняющих веществ в конкретных местах и популяциях живых организмов обусловливает их попадание в продукты питания местных жителей, и их концентрация часто бывает выше, чем в пищевых продуктах вне Арктики.

Арктику отличает высокая уязвимость природной среды к антропогенному воздействию и замедленная скорость восстановления нарушенных природных объектов (естественных экосистем, ландшафтов). К тому же этот макрорегион в большей степени, чем другие, подвержен изменениям климата. В настоящее время АЗР, особенно районы и узлы интенсивного техногенного освоения и формирования полноценных территориально-производственных комплексов, находятся под мощным антропогенным и техногенным воздействием. Это приводит к накоплению промышленных отходов и сокращению площади тундровых пастбищных угодий — основы традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.

К основным вызовам и угрозам экологического характера в АЗР относятся:

прогрессирующее загрязнение и деградация компонентов природной среды в условиях усиливающейся антропогенной нагрузки, накопление отходов и поступление загрязняющих веществ в результате трансграничного переноса;
высокие риски и затраты при освоении природных ресурсов, включая осуществление транспортных операций в экстремальных климатических условиях;
высокая степень износа основных производственных фондов;
глобальные климатические изменения и их влияние на зону распространения многолетнемерзлых грунтов, развитие опасных гидрометеорологических, ледовых и других природных процессов, увеличение риска и ущерба от этих процессов, техногенных аварий и катастроф.

Приоритеты будущего развития

Стратегия современного развития большинства стран ориентирована на потребление природного потенциала,исходя из необходимости увеличения валового национального продукта на душу населения. Многие индустриально развитые страны Европы и Америки, других регионов в значительной степени исчерпали свой ресурсный потенциал, давно вышли за пределы хозяйственной емкости своих пространств и обеспечивают свое развитие за счет использования ресурсов других территорий (Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. (Ред. Н.Ф. Глазовский). М., Изд-во КМК, 2002, 444 с.). Поэтому Арктика рассматривается многими странами как стратегический резерв их будущего развития. Природная целостность арктической циркумполярной зоны, нарастающая экономическая деятельность и экологическая уязвимость арктических природных комплексов обусловливают необходимость формирования стратегии устойчивого развития Арктики на новых основаниях. Основными задачами при принятии стратегических решений в области устойчивого развития Арктики являются:

сохранение благоприятной окружающей среды (минимизация или компенсация ее нарушений), обеспечение благополучия и социального прогресса коренного и пришлого населения;
осуществление техно-экологической безопасной хозяйственной деятельности.

Традиционные подходы к принятию стратегических решений, действующие правила планирования социально-экономического развития и проектирования хозяйственной деятельности (без учета высокой ранимости компонентов арктической природной среды и чрезвычайно медленной восстанавливаемости нарушенных экосистем) уже не в состоянии предотвратить возникновение новых экологических проблем в Арктике и еще больше ухудшают неблагоприятную ситуацию.

В последние годы расширяются научные исследования по проблемам устойчивого развития. Их результат выражается в подготовке новых коллективных монографий, в которых дается обобщение полученных знаний и содержится анализ различных методологических подходов к решению этих стратегических проблем. Сегодня наибольшее распространение, по мнению большинства авторов, получил экономический, ресурсный подход, в котором биосфера рассматривается как ресурс будущего хозяйственного развития. Иной, экологический (биосферно-экологический, социально-экологический) подход находится в стадии разработки и в перспективе должен заменить ныне практикуемый утилитарно-ресурсный подход к решению проблемы перехода к устойчивому развитию. Это связано с недостаточной изученностью влияния природных и антропогенных факторов на естественные механизмы стабилизации окружающей среды. Поэтому экологический подход пока не может обеспечить достаточное научное обоснование выбора стратегии устойчивого развития АЗР. В этих условиях ближайшим ориентиром при формировании методологии выработки стратегических решений в области устойчивого развития Арктики становится принцип «экологизации» сложившейся экономики и социальной сферы, который предусматривает сочетание двух направлений: экономическиресурсного и экологически-биосферного. Такой сопряженный методологический подход, по мере накопления научных и эмпирических знаний об отношениях природы и общества, о механизмах экологической регуляции, компенсации и рекультивации, позволит перейти от стратегии «экологизации» к стратегии с качественно новой моделью хозяйственной и социальной деятельности. Масштабы и характер природопользования в Арктике должны быть адекватны и не превышать функциональную емкость природных экосистем, чтобы не нарушать экологическое равновесие и одновременно развивать социально-экономические перспективы развития региона.

Стратегическая цель «экологизации» — сбалансированное решение проблем сохранения окружающей среды, рационального использования природно-ресурсного потенциала и задач социально-экономического развития в интересах нынешнего и будущих поколений.

Долгосрочными ориентирами такой политики являются:

эффективное использование возобновляемых и экологически безопасное — невозобновляемых природных ресурсов;
экологически обоснованное размещение производительных сил и экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства на ограниченных территориях арктической зоны;
обеспечение благоприятной окружающей среды и сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов, их биологического разнообразия.

Основные принципы и приоритеты «экологизации»:

сопряженное и сбалансированное решение экономических, социальных и экологических проблем АЗР;
приоритет охраны здоровья населения;
сохранение благоприятной окружающей среды, ее жизнеобеспечивающих функций, реабилитация территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера;
приоритет экологической безопасности при принятии политических и хозяйственных решений;
обеспечение безопасности населения и территорий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
справедливое распределение выгод от использования природных ресурсов и создание равных условий доступа к ним;
обязательность анализа и оценки негативного влияния на компоненты природной среды хозяйственной и иной деятельности, отказ от реализации проектов, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды, учет отдаленных экологических последствий;
повышение бюджетной эффективности природопользования, стимулирование инвестиций в природоохранную деятельность;
обеспечение открытости и доступности информации о состоянии природной среды, ее загрязнении на основе развития мониторинга состояния природной среды и ее загрязнения;
участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области устойчивого развития арктической зоны.

В настоящее время государственное регулирование в АЗР осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, предусматривающим комплексное решение экономических, социальных и экологических проблем в Российской Федерации. Однако в действующем российском законодательстве АЗР как самостоятельный объект государственного регулирования не рассматривается. Это снижает роль государства в регулировании экономической и природоохранной деятельности в Арктике, в решении социальных и экологических проблем арктических поселений, затрудняет принятие директивных решений в области обеспечения устойчивого развития региона.

В ближайшем будущем России надлежит принять важные стратегические решения в области национальной политики в Арктике и в ее реализации. Необходимость в этом обусловлена рядом причин:

Арктика вовлекается в процесс глобализации мировой экономики;
здесь развиваются международные торгово-экономические связи и научно-техническое сотрудничество между 8 приарктическими государствами;
регион подвергается новым вызовам и угрозам, которые связаны с трансграничным загрязнением и глобальным изменением климата. Дополнительная мотивация в новой арктической политике России обусловлена вступлением нашей страны в председательские функции в межправительственном Арктическом совете на период 2005- 2006 гг.

Источник

Источник