О ледоколах-лидерах Владимир Путин поговорил с вице-премьером Дмитрием Рогозиным на совещании с членами правительства в Кремле.
"Вы вчера присутствовали при закладке первого серийного атомного ледокола?" — спросил президент.
"На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге вместе с генеральным директором госкорпорации "Росатом" мы приняли участие в торжественной закладке первого серийного ледокола мощностью 600 мегаватт", — подтвердил собеседник.
"У нас сейчас на трассах Северного морского пути работает пять атомных ледоколов, но у них заканчивается ресурс. В частности, после 2021 года только один ледокол может остаться — "50 лет Победы", а остальные должны выводиться в 2017-м и 2018 годах", — сообщил вице-премьер.
"Соответственно, работы были развернуты Балтийским заводом вместе с госкорпорацией "Росатом", с тем чтобы к этому моменту построить новый атомный ледокольный флот, — пояснил Рогозин. — Это новейший ледокол с уникальными техническими особенностями, в частности, с изменяемой осадкой от 8,5 до 10,5 метров. То есть это позволяет этим ледоколам вполне успешно работать на проекте "Ямал СПГ", где нужны мелкосидящие ледоколы".
Головной ледокол будет готов к 2017 году, а тот, который заложили вчера — к 2019 году. "И второй, серийный, к 2020 году должен быть", — рассказал вице-премьер.
"Сами по себе решения о постройке целой серии ледоколов, конечно, крайне эффективны и выгодны, потому что предприятию "Балтзавод" намного проще закупать оборудование, технику, комплектующие, когда речь идет о серии, а не когда каждый корабль у нас является головным", — объяснил Рогозин.
Вице-премьер рассказал и об успешной работе над первым плавучим энергоблоком такой же мощности — 60 мегаватт.
"Уникальная, инновационная продукция, которая имеет большой экспортный потенциал, дает тепло, электроэнергию, он может быть транспортирован туда, где этого не хватает", — пояснил он. Энергоблок будет готов осенью следующего года. На "Балтзаводе" также идет работа по дизельному электрическому ледоколу мощностью 25 мегаватт, добавил чиновник.
"В принципе основные проблемы кооперации решены, на "Балтзаводе" собран хороший, серьезный коллектив конструкторов, рабочих. Собственно говоря, риски только одни — финансирование должно быть стабильное", — заметил Рогозин.
"Серия дешевле, чем головной", — согласился президент.
"Но все равно это достаточно большой объем, по‑моему, 84 миллиарда", — добавил он.
Это два серийных ледокола, уточнил собеседник и обещал докладывать по финансированию.
"Нам нужно было бы в ближайшие полтора года принять решение с учетом дальнейшего вывода старого ледокольного флота о дополнительном строительстве третьего и четвертого серийного ледоколов", — предложил вице-премьер.
Еще Рогозин сообщил о работах по созданию ледокола-лидера в два раза мощнее — от 110 до 130 мегаватт.
"Он уже может проводить караваны, судно может быть дедвейтом не менее 200 тысяч тонн. Причем лед, через который он может проходить, — более 4 метров", — подчеркнул он.
"Фактически оснащение Арктики такими ледоколами позволит нам в любых условиях, в любой ледовой обстановке обеспечивать бесперебойную, круглогодичную реализацию Севморпути", — считает он. А это создает большие конкурентные возможности.
"Все работы по созданию ледокольного флота России, по его возрождению тесно увязаны с нашими планами по обеспечению национальной безопасности в Арктическом регионе, социально-экономическими нашими документами", — заключил вице-премьер.