Президиум госкомиссии по вопросам развития Арктики проведет 10 июля первое заседание. Планируется обсудить вопросы господдержки, развития транспорта, реализации крупных инфраструктурных проектов, предложения по развитию бизнеса и туризма в Арктике.
Энергия, рыба, водоросли
Российские власти обсудят меры по поддержке и стимулированию развития регионов, расположенных в Арктической зоне, в рамках первого заседания президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики, рассказали «Газете.Ru» несколько участников предстоящей встречи.
Заседание президиума пройдет сегодня, 10 июля, возглавляет работу госкомиссии вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве ВПК и космическую отрасль.
Чиновники должны обсудить пять ключевых тем: представители Минэкономразвития отчитаются о ходе выполнения стратегии развития Арктической зоны до 2020 года, а также подготовить предложения по мерам господдержки и стимулированию предпринимателей в Арктике. Промежуточные результаты по реализации крупных инфраструктурных проектов будет представлять Минэнерго. С докладами на госкомиссии выступят представители Минтранса и Минтруда, которые расскажут о развитии транспорта в регионе и мерах по привлечению трудовых ресурсов.
Помимо докладов министерств президиум рассмотрит предложения от субъектов, которые касаются развития региональных проектов и бизнеса.
Дело в том, что помимо обычных рабочих групп, которые создаются в рамках подобных комиссий, в арктической есть особая структура — деловой совет.
«Радует, что идея создания совета, призванного помочь бизнесу, объединить усилия предпринимателей и привлечь инвесторов в арктические проекты, нашла поддержку, — заявил «Газете.Ru» член госкомиссии по Арктике, первый зампред президиума Морской коллегии при правительстве Сергей Шишкарев. — Сейчас как раз формируется пакет заявок и инициатив регионов».
«Так, представители Якутии — Саха хотят привлечь бизнес для организации комплексных научных исследований, это поможет развитию производственных сил и соцсферы, — поясняет Шишкарев. — Кроме того, Якутия представила ряд идей по привлечению делового сообщества в развитие арктического туризма. Но помимо разработки уникальных туров в российскую часть Арктики необходима соответствующая транспортная инфраструктура, что требует больших инвестиций. Об этом также говорится в предложениях региона».
Представители Ямало-Ненецкого округа предлагают расширить сеть особо охраняемых природных территорий, что также должно усилить туристическую привлекательность.
Еще власти Якутии намерены развивать рыболовство. Сейчас там один рыбоводный завод, и его не хватает ни воспроизводить биоресурсы, ни тем более развивать. «Регион выступил с предложением построить еще пять рыбоводных заводов на основных водотоках, это позволит восполнить естественный запас водных биоресурсов, подорванных перепромыслом», — говорит Шишкарев.
С рядом детальных предложений выступила Карелия. Там считают необходимым построить для надежного электроснабжения новую ЛЭП. Работы планируются на 2018–2020 годы, на них потребуется 1 млрд руб., причем предполагается, что они будут профинансированы из внебюджетного источника. Сейчас идет поиск инвестора.
В регионе хотят развивать еще производство косметической и фармакологической продукции из морских водорослей, между прочим, очень ценного компонента, присутствующего сегодня в линейке всех ведущих салонов красоты.
Тридцать триллионов во льдах
Россия — самая «арктическая» страна планеты. Из 4,6 млн людей в мире, живущих в Арктическом регионе, около 2,5 млн человек проживают на территории России. При этом в Арктике производится около 20% ВВП страны и до 22% российского экспорта.
Под Арктической зоной понимаются строго определенные области и районы. Так, к таковой полностью относятся Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский округа, четко перечисленные улусы (районы) Якутии, города Норильск, Архангельск, муниципальное образование Новая Земля и т.д. Полный перечень дает прошлогодний указ президента «О сухопутных зонах Арктической территории РФ».
Арктический шельф богат углеводородами. По данным исследования, опубликованного в журнале Science, подо льдами Арктики залегает около 83 млрд барр. нефти — 13% мировых неразведанных запасов. Также в Арктике может быть получено около 1550 трлн куб. м природного газа. И если большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, то почти все арктические запасы природного газа — у берегов России.
Помимо углеводородов в регионе имеются уникальные запасы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней. Немало в регионе и запасов дефицитных в России руд: марганца, хрома, титана.
Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам экспертов, превышает $30 трлн. При этом две трети суммы приходится на долю энергоносителей.
Северный Суэц
География региона дает России неплохие предпосылки для широкой морской торговли. Так, использование Северного морского пути (СМП) сокращает расстояние между рынками Западной Европы и Тихоокеанского региона на 34% по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал. При этом СМП может приносить России $5,2 млрд в год. Стратегией развития этого транспортного маршрута сейчас занимается морская коллегия, которую также возглавляет Дмитрий Рогозин.
«Рассматривать Арктический регион нужно как новый национальный мегапроект», — считает замминистра Минэкономразвития Александр Цибульский. Арктика для России сегодня «геостратегический приоритет». С учетом объема арктической территории, занимаемой Россией, по его словам, нет другого выхода, как быть лидером в исследовании и развитии региона.
«Богатств много, знаний мало»
Любопытно, что, согласно июньскому исследованию ФОМ, в арктической зоне интенсивнее, чем по стране в целом, развивается предпринимательство. Население более позитивно, чем в других регионах, оценивает действия местных властей по улучшению делового климата (по стране в целом 22%, по Арктической зоне — 29%). Жители севера шире вовлечены в некоторые современные практики, чем прочие россияне.
Это касается сферы финансов (пластиковые карточки, банковские кредиты), пользования компьютером, интернетом, смартфонами и профессиональной мобильности.
Однако широкое распространение современных технологий и высокий уровень развития предпринимательства нивелируются «дефицитом знаний», отмечают эксперты.
«Интеллектуальных ресурсов для развития Арктики явно недостаточно, экспертные и управленческие компетенции являются дефицитом. Другими словами, богатств много, знаний мало», — говорит Шишкарев.
Жители региона в заметно большей степени, чем остальные россияне, обеспокоены состоянием ЖКХ (20% против 13% по России), высокой стоимостью коммунальных услуг (53% против 45%), а также проблемой алкоголизма (29% против 24%).
По данным опроса, люди возлагают большую надежду на помощь правительства в вопросах защиты экологической системы Арктики (46%) и развития Северного морского пути (38%), более того, эти два ответа — самые важные темы для северян. «Любопытны два момента: это вопреки ожиданиям увязывание перспектив развития регионов с экологией, экологическим туризмом и рекреационными ресурсами, второе — запрос на науку, исследования. То есть людей волнует не столько шельф и даже транспорт, сколько вопросы качества жизни и доступа к информации», — отмечает Шишкарев.
Проекты в «русской Арктике»
В прошлом и этом году, согласно федеральной программе развития Арктического региона, должно быть реализовано свыше 70 проектов, связанных со строительством или реконструкцией объектов федеральной собственности. Это прежде всего проекты, связанные с развитием транспорта и инфраструктуры.
Среди них — создание атомных ледоколов нового поколения для мурманского «Атомфлота», реализовывать проект уже начал питерский Балтийский завод полтора месяца назад.
Началось строительство хабов и портовых зон в Мурманске, Архангельске, на Ямале. Реконструируются аэропорты в Певеке, Нарьян-Маре и Амдерме. Почти завершено строительство транспортного узла, включая взлетно-посадочные полосы, в порте Сабетта на Ямале.
Есть собственные программы и приоритеты развития у госкорпораций и частных компаний. «Газпром» выступает заказчиком целой линейки вспомогательных судов, их разрабатывает Крыловский центр. «Роснефть» планирует во Владивостоке создавать спецоборудование для обеспечения нефтедобычи. Размещение такого рода заказов порождает активность в разных сферах бизнеса. По словам Шишкарева, крупные заказы способствуют развитию среднего бизнеса, тот, в свою очередь, малого. Таким образом, в разных сферах создаются новые рабочие места.
В «Росатоме» разрабатывалась программа, направленная на повышение эффективности строительства и функционирования объектов, сооружаемых в Арктике, энергетической, транспортной и коммуникационной инфраструктуры за счет внедрения новых технологий. К программе должны подключиться также Спецстрой России, нефтегазодобывающие компании (в том числе «Роснефть», «Газпром», НОВАТЭК), РЖД, ОСК, «Администрация северного морского пути», администрации северных районов, Минобороны, Минэкономразвития, МЧС, российские институты развития (ВЭБ, РВК, «Роснано», «Сколково», Фонд Бортника).
Сказочный край земли
Еще одна громадная сфера для развития — туризм. Самый разный: экологический, экстремальный, для тех, кто мечтает пройти на ледоколе или увидеть полярный день (ночь), пройти по «зимнику» и очутиться на краю земли.
Стратегия развития региона предполагает, что постепенно туризм станет одной из важных отраслей арктической экономики.
Большие перспективы есть у круизного туризма по Севморпути от Мурманска до Земли Франца-Иосифа, Северного полюса и от бухты Провидения. Перед деловым советом комиссии стоит задача придать туризму в Арктике более глобальный масштаб.
«И все же приоритетом для правительства, и это показали проведенные нами опросы, должно стать улучшение социально-экономических условий для людей, постоянно проживающих в Арктическом регионе, — заявил «Газете.Ru» глава ФОМ Александр Ослон. — Рабочие места и перспективы развития, качественное жилье и достойная зарплата — вот чего жители севера ожидают от реализации программы развития сложного региона, в котором они живут».